Смазочная система ЗИЛ 131

Полное Руководство по эксплуатации ЗИЛ-131 Н и его модификации

Смазочная система двигателя комбинированная: масло
подается под давлением и разбрызгиванием (рис. 17).
Охлаждается масло в радиаторе.
Масляный насос — двухсекционный, шестеренный.
Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя и центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан верхней секции насоса отрегулирован на давление 0,32 …
0,40 МПа (3,2 … 4 кгс/см2). Перепускной клапан нижней
секции масляного насоса отрегулирован на давление
0,12 … 0,15 МПа (1,2 … 1,5 кгс/см2).
Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный,
с реактивным приводом (гюлнопоточная центрифуга),
включен в смазочную систему последовательно, ротор
вращается под действием реактивной силы, создаваемой
струями масла, вытекающими через два сопла.
Правильность вращения ротора проверяют на слух.
После остановки двигателя исправный ротор продолжает
вращаться 2 … 3 мин, при этом слышен своеобразный

звук. Под действием возникающих центробежных сил
механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки ротора, на которых они
откладываются, в результате чего образуется плотный
осадок. Этот осадок удаляют при чистке одновременно
со сменой масла в картере двигателя.
Для очистки центрифуги надо остановить двигатель
и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20 … 30 мин.
Затем рекомендуется выполнить следующее:
1) отвернуть гайку-барашек и снять кожух фильтра
(в случае затрудненного демонтажа кожуха фильтра
необходимо предварительно снять воздушный фильтр,
как это рекомендовано в разделе «Воздушный фильтр»);
2) вывернуть пробку 26 в корпусе и вставить в отверстие стальной стержень диаметром 8 мм и длиной не
менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения;
3) отвернуть гайку 11 ключом для завертывания свечей, снять крышку ротора вместе с гайкой;
4) снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6;
5) очистить от отложений и грязи снятые детали,
промыть их; при сильном засмолении сетки фильтра, если
ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах
следует сменить сетчатый фильтр;
6) очистить от грязи прокладку 2 корпуса фильтра.
Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца
кожуха недопустимо, так как это приводит к течи масла.
Сборку центрифуги необходимо проводить в обратной
последовательности. Сетчатый фильтр 6 надо установить,
как показано на рис. 18, предварительно отцентрировав
его по бортику ротора центрифуги.
Перед установкой крышки необходимо проверить,
легко ли вращается ротор. Гайку-барашек крепления
следует затягивать усилием руки. Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор во избежание
повреждения подшипников скольжения. Только в случае
неудовлетворительного вращения ротора на оси необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку на оси,
снять корпус ротора и проверить состояние узла ось—
втулка. При снятии крышки ротора следует предотвратить выпадение упорного кольца подшипника в корпус
фильтра. При засорении втулок их следует промыть
в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров
прочищать их надо таким образом, чтобы не повредить
калиброванное отверстие. Установку ротора на ось про

Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла:
1 — корпус; 2 и 17 — прокладки; 3 — ротор; 4 и 10 — уплотнительные
кольца; 5 — крышка ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — кож ух
фильтра; 9 — ось ротора; И — гайка крышки ротора; 12 — гайка-барашек;
13 — гайка; 14 — разрезная шайба; 15 — упорная шайба; 16 и 24 — шайбы;
18 — пружина; 19 — трубка для слива масла; 20 — упорный подшипник;
21 » сопло; 22 «=» перепускной клапан; 23 — пружина клапана; 25 =» ш туцер клапана; 26 » пробка

водят в обратной последовательности. После очистки
и окончательной сборки проверяют вращение ротора при
работе двигателя на слух.
Вентиляция картера — принудительная, открытая,
с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя под карбюратор через специальный клапан 4
(рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя с прикрытыми дроссельными
заслонками карбюратора под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается
вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода под карбюратор малого
объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
При работе двигателя с полностью открытыми дроссельными заслонками разрежение во впускном трубопроводе
снижается, и клапан под действием пружины опускается
вниз, открывая проходное сечение.
Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства
двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых
газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя
через воздушный фильтр /, объединенный о маслозаливной горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо
каждый раз при смене масла в двигателе.
Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран 3. Рукоятка крана в момент
преодоления брода должна быть расположена вертикально.
После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.
Масляный радиатор — воздушного охлаждения, из
оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный
радиатор должен быть постоянно включен, и отключать
его следует только при температуре окружающего воздуха ниже О °С.
Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по указателю, на котором нанесены три метки:

«Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше
метки «Полно» (рис. 20).
Уровень масла в картере нужно проверять перед
каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути. Метка
«Полно» соответствует нормальному уровню масла в картере двигателя, прогретого до рабочей температуры.
Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2 … 3 мин пока стечет масло, вынуть
и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора
и, вынув вновь, определить уровень. Если уровень масла

нцже метки «Долей», эксплуатация автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».
При длительной стоянке автомобиля из масляного
фильтра и каналов в блоке цилиндров двигателя в картер
дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно». Поэтому при проверке уровня масла
до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный
уровень должен быть в пределах прямоугольной метки.
Превышение нормального уровня, соответствующего метке
«Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке
на холодном, не допускается.
Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ