Яндекс.Метрика

Аппараты тормозного пневмопривода

Автомобиль оборудован независящими один от другого тормозами — рабочим и стояночным. Тормозной механизм стояночного тормоза — барабанного типа, с двумя внутренними колодками и механическим приводом, установлен на валу раздаточной коробки. Стояночный тормоз можно использовать для торможения при движении только в аварийных случаях. Пользоваться им при обычной езде не разрешается, так как в этом случае сильно нагружаются механизмы трансмиссии, а при длительном притормаживании автомобиля он нагревается до высокой температуры и может выйти из строя.

Следует помнить, что при торможении стояночным тормозом сигнал торможения не включается.

Тормозные механизмы рабочего тормоза — барабанного типа, установлены на всех колесах автомобиля. Привод рабочего тормоза пневматический (см. рис. 58).

При нажатии на педаль сжатый воздух из воздушного баллона поступает через тормозной кран в тормозные камеры. Под давлением воздуха штоки тормозных камер перемещаются, поворачивая при этом разжимные кулаки, которые прижимают колодки к тормозным барабанам. При отпускании педали тормозной кран перекрывает доступ воздуха из воздушного баллона и воздух из тормозных камер выходит в атмосферу. Пневматическая система обеспечивает также приведение в действие тормозов прицепа с пневматическим однопроводным приводом.

Схема пневматической системы автомобиля ЗИЛ

Рис. 58. Схема пневматической системы автомобиля:

1 — датчик контрольной лампы аварийного падения давления воздуха; 2 и 22 — тормозные камеры; 3 — компрессор; 4 — регулятор давления; 5 — комбинированный кран управления давлением в шинах; 6 — предохранительный клапан; 7 — стеклоочиститель; 8 — выключатель стеклоочистителя; 9 — шланг к манометру контроля давления воздуха в тормозных камерах; 10 — шланг к манометру контроля давления воздуха в пневмосистеме; 11 — кран отбора воздуха; 12 — манометр контроля давления в тормозных системах; 13 — манометр контроля давления в шинах; 14 — кран слива конденсата; 15 — электропневмоклапан; 16 — шланг управления включением переднего моста; 17 — воздушный баллон; 18 — раздаточная коробка; 19 — стояночный тормоз; 20 — трубопровод тормозной системы; 21 — трубопровод системы регулирования давления воздуха в шинах; 23 — соединительная головка; 24 — головка подвода воздуха к шине через полуось; 25 — канал подвода воздуха; 26 — шинный кран; 27 — кнопка пневматического звукового сигнала; 28 — звуковой сигнал; 29 — комбинированный тормозной кран; 30 — выключатель сигнала торможения; 31 — тормозная педаль

Стояночный тормоз ЗИЛ

Рис. 72. Стояночный тормоз:

1 — раздаточная коробка; 2 — колодки; 3 — щиток; 4 — ось колодки; 5 — накладка; 6 — малая оттяжная пружина; 7 — кронштейн; 8 — болт; 9 — ограничительная шайба; 10 — фланец ведомого вала; 11 — гайка; 12 — большая оттяжная пружина; 13 — разжимной кулак; 14 — сухарь колодки; 15 — сальник; 16 — палец штанги; 17 — регулировочный рычаг; 18 — штанга; 19 — барабан тормоза; 20 — угловой рычаг; 21 — кронштейн углового рычага; 22 — тяга привода; 23 — вилка тяги; 24 — палец; 25 — ушко тяги; 26 — зубчатый сектор рычага привода; 27 — стопорная защелка; 28 — тяга стояночного привода тормозного крапа; 29 — тяга защелки; 30 — рычаг привода; 31 — рукоятка тяги защелки

Стояночный тормоз (рис. 72) имеет две симметричные колодки 2 с прикрепленными к ним фрикционными накладками и сухарями 14, которые шарнирно опираются на одну опорную ось 4, закрепленную в кронштейне 7 тормоза. В средней части колодки опираются бобышками на выступы кронштейна и удерживаются от боковых смещений шайбами, установленными на втулках и зажатыми болтами. Оттяжные пружины 6 и 12 возвращают колодки в отторможенное положение, прижимая их к разжимному кулаку и оси 4. На разжимном кулаке установлен регулировочный рычаг 17, к которому присоединяется тяга привода стояночного тормоза. Барабан 19 стояночного тормоза с фланцем насажен на шлицевой конец вала раздаточной коробки и закреплен гайкой 11.

Для предохранения тормоза от попадания в него масла в кронштейне установлен сальник 15, а на фланце 10 — маслоотражатель, который сбрасывает просочившееся масло через специальное отверстие в кронштейне наружу. Щиток 3 тормоза, прикрепленный к кронштейну, защищает механизм от попадания в него грязи.

Регулировка стояночного тормоза необходима для уменьшения зазоров между колодками и барабаном, увеличивающихся вследствие изнашивания накладок. Наличие больших зазоров обнаруживают по увеличению хода рычага привода. Стояночный тормоз регулируют тягой 22 и регулировочным рычагом 17.

Регулировку следует проводить на холодном тормозе в таком порядке.

1. Отсоединить резьбовую вилку 23 тяги 22 привода от рычага 30.

2. Отвести рычаг 30 в переднее крайнее положение до упора.

3. Изменяя длину тяги 22 резьбовой вилкой 23, добиться такого положения, чтобы после присоединения тяги к рычагу 30 полное затормаживание происходило при перемещении стопорной защелки на два—шесть зубьев сектора 26, а при возвращении рычага 30 в переднее положение барабан свободно вращался, не задевая за колодки тормоза. Если укороченная до предела тяга не обеспечивает затормаживания при перемещении стопорной защелки на шесть зубьев сектора, необходимо перенести палец 16, к которому присоединен нижний конец штанги 18, в следующее отверстие регулировочного рычага 17 тормоза, надежно затянуть и зашплинтовать гайку.

После этого следует провести регулировку стояночного тормоза в последовательности, указанной в пи. 2 и 3.

Обслуживание стояночного тормоза и привода заключается в осмотре, очистке от грязи и проверке креплений.

Если от поверхности тормозных накладок до головок заклепок остается менее 0,5 мм, накладки надо сменить.

Необходимо предохранять накладки колодок от попадания на них масла, так как могут измениться фрикционные свойства накладок.

Трущиеся поверхности шарнирных соединений тормоза и привода надо смазывать в соответствии с указаниями карты смазывания.

При разборке стояночного тормоза неправильное снятие оттяжных пружин 6 и 12 колодок может привести к поломке крючков на них. Наиболее удобно снимать пружины специальными щипцами, которые можно изготовить в автохозяйстве. При отсутствии щипцов рекомендуется снимать колодки в следующем порядке: вывернуть болт 8, снять ограничительные шайбы. Затем снять одновременно колодки с оси, после чего пружины легко освободятся. Устанавливать колодки следует в обратном порядке, т. е. зацепить пружины за крючки на обеих колодках, раздвинуть колодки и надеть их на ось и кулак, а затем закрепить.

Рабочий тормоз (рис. 73) имеет две тормозные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками. Колодки установлены на эксцентриковые оси, позволяющие сцентрировать колодки с тормозным барабаном.

При торможении колодки раздвигаются кулаком 4 и прижимаются к внутренней поверхности барабана 11.

Регулировка рабочего тормоза может быть полная или частичная. Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипников ступиц колес.

При регулировке тормоза должны быть холодными.

Полную регулировку надо проводить только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.

Тормозной механизм рабочей тормозной системы

Рис. 73. Тормозной механизм рабочей тормозной системы:

1 — тормозная колодка; 2 — стяжная пружина колодок; 3 — шплинтовая проволока болтов крепления опоры разжимного кулака; 4 — разжимной кулак; 5 — ось червяка регулировочного рычага; 6 — регулировочный рычаг; 7 — кронштейн; 8 — тормозная камера; 9 — чека оси колодки; 10 — ось колодки; 11 — тормозной барабан

Полную регулировку необходимо проводить в следующем порядке.

1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наружных, выступающих над гайками, торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака.

2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,1 … 0,15 МПа (1 … 1,5 кгс/см2), нажимая на педаль рабочего тормоза при наличии воздуха в системе, или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки.

При отсутствии сжатого воздуха извлечь палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану.

Поворачивая эксцентриковые оси в одну и другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание колодок к барабану проверяют щупом через окно в тормозном барабане (или на щите) на расстоянии 20 … 30 мм от наружных концов накладок. Щуп 0,1 мм не должен проходить на всю ширину накладки.

3. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не опуская регулировочный рычаг и удерживая ось колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза.

4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.

5. Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 20 … 30 мм.

Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий.

6. Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны: они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. При указанной регулировке между тормозным барабаном и колодками могут быть примерно следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм (значения зазоров даны для справок).

Частичную регулировку проводят для уменьшения зазора между колодками и барабаном, увеличивающегося вследствие изнашивания накладок. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, который не должен превышать 40 мм.

Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов так же, как и при полной регулировке (см. пп. 5 и 6).

При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотного прилегания колодок к барабану при торможении.

В случае изменения установки осей необходимо проводить полную регулировку. При проведении как полной, так и частичной регулировки надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер (примерно 20 мм).

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес надо, чтобы ходы штоков правых и левых камер на каждом мосту отличались незначительно.

Обслуживание рабочего тормоза заключается в регулировании зазора между колодками и барабанами, а также в осмотре, очистке тормозов и проверке креплений.

При осмотре необходимо проверять следующее.

1. Надежность крепления тормозных дисков к цапфам мостов.

2. Затяжку гаек осей колодок и гаек болтов крепления кронштейнов разжимных кулаков.

3. Состояние фрикционных накладок. Если расстояние от поверхностей накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, надо сменить тормозные накладки. Следует предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить чисткой и промыванием. Если одну из накладок левого или правого тормоза необходимо заменить, то нужно заменить все накладки у обоих тормозов (левого и правого).

4. Состояние осей колодок. Если колодки не вращаются свободно на осях, надо, не нарушая установки осей, снять колодки, очистить рабочие поверхности от ржавчины и смазать их тонким слоем густого смазочного материала. После установки колодок удалить лишнее количество смазочного материала.

5. Валы разжимных кулаков. Валы должны вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. Смазывают валы в соответствии с картой смазывания. Следует иметь в виду, что количество смазочного материала должно быть умеренным, так как лишний смазочный материал может попасть в тормоз.

6. Действие педали. Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение. Если этого не происходит, надо проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей привода тормозного крана, которое должно быть свободным.

Аппараты тормозного пневмопривода
Комбинированный тормозной кран ЗИЛ

Комбинированный тормозной кран (рис. 77), состоящий из двух секций, объединенных в одном корпусе, предназначен для управления пневмоприводом тормозов автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа).

Механический привод обеих секций осуществляется парой рычагов. Нижняя секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а верхняя — тормозами прицепа или полуприцепа. У обеих секций унифицированы клапаны и мембранные следящие механизмы. Два сдвоенных сферических клапана вместе с впускными седлами и возвратными пружинами 13 установлены в крышках 18 крана. Две следящие мембраны 9 с седлами 10 выпускных клапанов зажаты между корпусом 8 крана и крышками 18.

В каждой секции установлена уравновешивающая пружина, регулирующая давление сжатого воздуха, подаваемого тормозным краном, в зависимости от усилия, приложенного к рычагу крана. Уравновешивающая пружина 5 секции прицепа смонтирована на штоке 7; ее предварительное натяжение регулируется перемещением направляющей 6 штока. Уравновешивающая пружина 20 секции тормозов тягача смонтирована в стакане 21; предварительный натяг пружины регулируется прокладками. С помощью рычага 17, соединенного с приводом стояночного тормоза, можно привести в действие только секцию прицепа с последующим затормаживанием автомобиля стояночным тормозом.

При заполнении пневматической системы сжатым воздухом последний при закрытом выпускном клапане 12 через открытый впускной клапан 15 секции прицепа поступает в соединительную магистраль прицепа. При достижении заданного давления пружина 5 сжимается, и впускной клапан 15 перекрывает магистраль прицепа. После этого оба клапана секции прицепа и выпускной клапан тягача остаются закрытыми.

В случае торможения усилие от педали передается на приводной рычаг 4. Вначале открывается выпускной клапан 12 секции прицепа. Сжатый воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу. Затем закрывается выпускной клапан и открывается впускной клапан секции тягача, и сжатый воздух поступает в тормозные камеры тягача.

Тормозной кран ЗИЛ

Рис. 77. Тормозной кран:

1 — тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол; 3 — крышка корпуса рычагов; 4 — приводной рычаг; 5 — уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозами прицепа; 6 — направляющая штока; 7 — шток; 8 — корпус; 9 — мембрана; 10 — седло выпускного клапана; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — выпускной клапан; 13 — возвратная пружина; 14 — седло впускного клапана; 15 — впускной клапан; 16 — пробка; 17 — рычаг, соединенный с приводом стояночного тормоза; 18 — крышка; 19 — клапан впускного отверстия; 20 — уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозами автомобиля; 21 — стакан уравновешивающей пружины; 22 — контргайка; 23 — малый рычаг; 24 — корпус рычагов; 25 — ограничитель хода штока; 26 — валик рычага; 27 — стяжной хомут; 28 — упор рычага привода; I — в магистраль прицепа; II — к тормозным камерам; III — от ресивера; IV — в атмосферу

При оттормаживании снимается нагрузка с приводного рычага, закрывается выпускной клапан, открывается впускной клапан секции прицепа, и сжатый воздух из воздушных баллонов поступает в магистраль прицепа; одновременно закрывается впускной клапан, открывается выпускной клапан секции тягача, и сжатый воздух из тормозных камер тягача выходит в атмосферу.

Обслуживание крана заключается в осмотре, проверке герметичности, работы крана и очистке его от грязи. Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла и плотностью крепления крышек к корпусу, так как попадание грязи внутрь крана на трущиеся поверхности может привести к выходу его из строя.

Необходимо проверять герметичность тормозного крана при помощи мыльной эмульсии. Утечка воздуха через выпускное отверстие в отторможенном положении свидетельствует о негерметичности выпускного клапана секции, управляющей рабочим тормозом прицепа, либо впускного клапана секции, управляющей рабочим тормозом автомобиля. При торможении через выпускное отверстие должен выйти воздух из магистрали прицепа; если через 1 … 2 с после нажатия на педаль воздух продолжает выходить, это свидетельствует о неплотности впускного клапана секции, управляющей рабочим тормозом прицепа, или выпускного клапана секции, управляющей рабочим тормозом автомобиля. Если после двух-трех повторных торможений утечка воздуха продолжается, следует извлечь и осмотреть указанные клапаны и их седла.

При необходимости надо отрегулировать в отторможенном состоянии давление воздуха в секции, управляющей тормозами прицепа, которое должно быть в пределах 0,52 … 0,57 МПа (5,2 … 5,7 кгс/см2); при ввинчивании направляющей давление повышается. После регулировки давления положение направляющей штока необходимо зафиксировать контргайкой 22.

Разборку, чистку и регулировку тормозного крана должен выполнять квалифицированный механик и только в условиях мастерской.

Утечка воздуха по плоскости разъема корпуса тормозного крана и его крышек указывает на повреждение мембраны или на негерметичность деталей крана в месте сопряжения их с мембраной. Поврежденную мембрану следует заменить.

Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов автомобиля и прицепа. Крышка предохраняет систему от попадания в нее пыли и грязи. Если соединительная головка автомобиля не соединена с головкой прицепа, крышка всегда должна быть закрыта.

Перед соединением головок тягача и прицепа следует затормозить автомобиль стояночным тормозом. Если воздух выходит между соединенными головками, проверить резиновые уплотнители и при необходимости заменить их.

Кран отбора воздуха находится на правом переднем воздушном баллоне.

Компрессор ЗИЛ

Компрессор — поршневого типа, ненрямоточный, двух цилиндровый, одноступенчатого сжатия. Поршни алюминиевые, с плавающими пальцами; от осевого перемещения пальцы в бобышках поршня фиксируются стопорными кольцами. Воздух из воздушного фильтра двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны 21 (рис. 74). Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке цилиндров пластинчатые нагнетательные клапаны 13. Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя.

Компрессор ЗИЛ

Рис. 74. Компрессор:

1 — передний подшипник; 2 — передняя крышка; 3 — шкив; 4 — сальник коленчатого вала; 5 — картер; 6 — блок цилиндров; 7 — шатун; 8 — поршень с кольцами: 9 — поршневой палец со стопорными кольцами; 10 — головка блока; 11 — пробка нагнетательного клапана; 12 — пружина; 13 — нагнетательный клапан; 14 — седло нагнетательного клапана; 15 —задний подшипник; 16 — пружина уплотнителя; 17 — задняя крышка картера; 18 —уплотнитель; 19 — коленчатый вал; 20 — крышка; 21 — впускной клапан; 22 — направляющая впускного клапана; 23 — шток впускного клапана; 24 — направляющая пружина коромысла; 25 — коромысло; 26 — плунжер; 27 — уплотнительное кольцо; 28 — гнездо штока впускного клапана; 29 — пружина впускного клапана

Подача воздуха в пневматическую систему отключается компрессором следующим образом. При достижении давления воздуха в пневматической системе 0,73 … 0,80 МПа (7,3 … 8,0 кгс/см2) регулятор давления подает сжатый воздух по каналу в блоке цилиндров под плунжеры 26 разгрузочного устройства. Они, поднимаясь, открывают впускные клапаны 21 двух цилиндров, прекращая подачу воздуха в пневматическую систему, так как воздух получает возможность свободно переходить из цилиндра в цилиндр.

Когда давление воздуха в пневмосистеме снизится до 0,6 … 0,64 МПа (6 … 6,4 кгс/см2), регулятор прекращает подачу сжатого воздуха под плунжеры разгрузочного устройства. Воздух из-под плунжеров выходит в атмосферу; плунжеры под действием пружины коромысла опускаются, освобождая впускные клапаны, и компрессор вновь начинает нагнетать воздух в пневматическую систему.

Масло к трущимся поверхностям деталей компрессора поступает по трубке из масляной магистрали двигателя к задней крышке картера компрессора и через уплотнитель по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам. Коренные шариковые подшипники, поршневые пальцы и стенки цилиндров смазываются разбрызгиванием.

Необходимо проверять затяжку гаек, крепление компрессора на головке двигателя, крепление шкива, натяжение приводного ремня, затяжку гаек шпилек, крепящих головку, и других крепежных деталей.

Гайки шпилек, крепящих головку, следует затягивать равномерно, в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах 12 … 17 Н*м (1,2 … 1,7 кгс*м). Через 80 … 100 тыс. км пробега при сезонном обслуживании (весной) надо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов, седел, плунжеров, воздушных каналов, а также для проверки работы и герметичности клапанов и плунжеров разгрузочного устройства.

Клапаны, не обеспечивающие герметичность, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также следует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке «на краску». Необходимо проверить состояние уплотнительных колец плунжеров 26 разгрузочного устройства и при необходимости заменить кольца. При этом надо соблюдать следующий порядок:

1. Пустить двигатель и довести давление в пневматической системе до срабатывания регулятора давления.

2. Остановить двигатель.

3. Снять резиновый шланг, соединяющий воздушный фильтр двигателя с компрессором. При нарушении герметичности разгрузочного устройства в патрубке подвода воздуха к компрессору прослушивается характерный шум пропускаемого воздуха, а по манометру пневмосистемы отмечается некоторое падение давления.

4. Снизить давление воздуха в пневматической системе до нижнего предела регулирования, при этом плунжеры должны быть опущены.

5. Снять патрубок подвода воздуха, вынуть пружину и коромысло. Затем поднять гнездо штока и снять его вместе со штоком, после чего извлечь плунжер из гнезда крючком из проволоки, введя его в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера или подведя сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства блока цилиндров.

6. Заменить изношенные уплотнительные резиновые кольца на плунжерах. Перед установкой плунжеры с уплотнительными кольцами следует смазать маслом, применяемым для двигателя.

Признаками неисправности компрессора являются появление шума и стука, повышенного количества масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов. Повышенное содержание масла в конденсате обычно является следствием изнашивания поршневых колец, нарушения масляного уплотнения коленчатого вала, изнашивания подшипников нижних головок шатунов или засмоления трубки слива масла из компрессора. Ремень привода компрессора должен быть натянут так, чтобы при приложении усилия 40 Н (4 кгс) прогиб участка ремня, расположенного между шкивами компрессора и вентилятора, был равен 5 … 8 мм.

Натяжение ремня привода компрессора регулируют поворотом компрессора вокруг нижней шпильки. Для этого надо ослабить три гайки крепления компрессора к головке блока и оттянуть компрессор, обеспечив необходимое натяжение, затем затянуть гайки.

Предохранительный клапан ЗИЛ

Предохранительный клапан (рис. 76) предназначен для предохранения пневмосистемы от повышения давления в случае выхода из строя регулятора давления. Клапан установлен на переднем правом воздушном баллоне и отрегулирован так, что открывается он по достижении в пневматической системе давления воздуха 1 … 1,05 МПа (10 … 10,5 кгс/см2). Клапан регулируют на заданное давление винтом 6, который стопорится контргайкой 5. Следует проверять исправность работы предохранительного клапана пневматической системы привода тормозов. Для этого нужно потянуть за стержень клапана — клапан должен выпускать воздух. Затем надо отпустить стержень; если в этом случае прекратится выпуск воздуха, то клапан работает нормально.

Предохранительный клапан ЗИЛ

Рис. 76. Предохранительный клапан:

1 — седло; 2 — корпус; 3 — шарик; 4 — пружина; 5 — контргайка; 6 — регулировочный винт; 7 — стержень

Регулятор давления ЗИЛ

Регулятор давления (рис. 75) установлен на блоке цилиндров компрессора. Для повышения надежности работы регулятор давления снабжен двумя фильтрами: один фильтр 8 установлен в месте поступления воздуха из пневматической системы, другой сетчатый фильтр 7 — в месте входа воздуха в регулятор из разгрузочного устройства компрессора.

Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе, впуская воздух в разгрузочное устройство компрессора или выпуская воздух из него.

По достижении в пневмосистеме давления 0,73 … 0,80 МПа (7,3 … 8,0 кгс/см2) регулятор отключает подачу воздуха компрессором, а при снижении давления до 0,6 … 0,64 МПа (6 … 6,4 кгс/см2) вновь включает компрессор. Если давление в пневмосистеме не поддерживается в указанных пределах, определить неисправность и устранить ее. Причиной изменения пределов давления в пневмосистеме может быть неисправность регулятора давления или износ уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства. Поэтому необходимо предварительно проверить герметичность плунжеров разгрузочного устройства. Если и после устранения негерметичности плунжеров давление не будет соответствовать норме, следует разобрать регулятор, промыть детали в бензине или керосине и просушить. Вскрывать и регулировать регулятор давления разрешается только квалифицированным работникам. Регулятор давления рекомендуется проверять на специальном стенде.

Повреждение поверхности шариков и их гнезд недопустимо. Регулятор регулируют в такой последовательности.

1. Вращая регулировочный колпак 4, добиваются, чтобы компрессор включался в работу при давлении 0,6 … 0,64 МПа (6 … 6,4 кгс/см2). При завинчивании колпака давление повышается, при отвинчивании — снижается. Колпак закрепляют контргайкой 16.

2. Изменяя число прокладок 15, регулируют давление в пределах 0,73 … 0,80 МПа (7,3 … 8,0 кгс/см2), при котором компрессор отключается. С увеличением числа прокладок давление снижается, с уменьшением — повышается.

Регулятор давления ЗИЛ

Рис. 75. Регулятор давления:

1 — кожух; 2 — пружина регулятора; 3 — упорный шарик; 4 — регулировочный колпак; б — шток клапана; 6 — седло впускного клапана; 7 — сетчатый фильтр; 8 — фильтр; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — корпус; 11 — пробка фильтра; 12 — пружина клапана; 13 — впускной клапан; 14 — выпускной клапан; 15 — регулировочная прокладка; 16 — контргайка регулировочного колпака

Тормозные камеры ЗИЛ

Тормозные камеры, показанные на рис. 78, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес при включении рабочей тормозной системы. Мембрана зажата между корпусом камеры и крышкой с помощью стяжного хомута, состоящего из двух полуколец. Камера крепится двумя гайками. Шток камеры заканчивается резьбовой вилкой, которая соединяется с регулировочным рычагом пальцем. Подмембранная полость соединена с атмосферой через дренажные отверстия в корпусе камеры.

Тормозная камера ЗИЛ

Рис. 78. Тормозная камера:

1 — Собышка; 2 — крышка: 3 — мембрана; 4 — опорный диск; 5 — пружина; 6 — хомут; 7 — шток; 8 — корпус; 9 — контргайка; 10 — вилка; 11 — фланец; 12 — болт

При торможении, т. е. при подаче сжатого воздуха через бобышку в полость крышки, мембрана, прогибаясь, воздействует на диск, который перемещает шток тормозной камеры. Регулировочный рычаг поворачивается вместе с валом разжимного кулака. Кулак прижимает колодки к тормозному барабану с силой, пропорциональной давлению поданного в камеру сжатого воздуха.

Обслуживание тормозных камер заключается в проверке крепления камер к кронштейнам и проверке их герметичности. Для проверки герметичности нужно, нажав на тормозную педаль, наполнить камеры сжатым воздухом, покрыть мыльной эмульсией стягивающий хомут, дренажные отверстия в корпусе и место присоединения шланга к камере.

Негерметичность, выявленная в зоне хомута или дренажных отверстий корпуса камеры, устраняется подтяжкой болтов хомута, а негерметичность в зоне бобышки — подтягиванием штуцера подводящего шланга или трубки.

При проверке пневмопривода перед выездом необходимо убедиться, что давление в системе не ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2). Во время движения давление в пневмосистеме тормозов должно быть в пределах 0,6 … 0,80 МПа (6 … 8,0 кгс/см2). Можно допускать только кратковременное снижение давления при частых повторных торможениях.

Во избежание полного расхода воздуха при частых торможениях запрещается останавливать двигатель на длинных спусках.

Увеличение давления свыше 0,80 МПа (8,0 кгс/см2) указывает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устройства; повышение давления более 1,05 МПа (10,5 кгс/см2) указывает, кроме того, на неисправность предохранительного клапана. В этом случае необходимо немедленно устранить неисправности.

При резком полном нажатии на педаль тормоза (при неработающем двигателе) давление в воздушных баллонах (верхняя шкала манометра) должно несколько снизиться, а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в ресиверах. После этого не должно быть заметного колебания стрелок манометра, пока педаль тормоза остается нажатой.

Дальнейшее понижение давления в этом случае свидетельствует о нарушении герметичности пневмосистемы.

После того как педаль тормоза резко отпущена, время снижения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 с.

При свободном положении тормозной педали и неработающем двигателе снижение давления в системе тормозов из-за негерметичности системы (по показанию верхней стрелки манометра) не должно превышать 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 30 мин. Быстрое снижение давления при остановке двигателя указывает на повышенную утечку воздуха из системы. Место сильной утечки воздуха можно определить на слух. Место незначительной утечки может быть определено при помощи мыльной эмульсии, которой следует смочить места возможной утечки. Утечку воздуха через соединения устраняют, подтягивая соединительную арматуру.

Следует проверить, нет ли касания шлангов передних тормозных камер о колеса, повернутые до отказа влево и вправо. В случае касания шланга следует ослабить его гайку и, поворачивая наконечник шланга на небольшой угол, устранить касание, после чего затянуть гайку.

Для обеспечения нормальной работы пневмопривода тормозов необходимо периодически открывать краны в воздушных баллонах и сливать конденсат.

Надо помнить, что слить конденсат из воздушных баллонов можно только при наличии в них сжатого воздуха. Не следует допускать скопления большого количества конденсата в воздушных баллонах.

Количество конденсата зависит от состояния компрессора и влажности окружающего воздуха, поэтому при влажной погоде необходимо сливать конденсат после окончания работы. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Зимой надо особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания его в системе трубопроводов пневмопривода тормозов. В случае замерзания конденсата нельзя подогревать тормозной кран, трубопроводы, воздушные баллоны открытым пламенем (факелом, паяльной лампой и др.).

Регулировку пневмопривода следует проводить при закрытом кране управления давлением ситемы регулирования давления воздуха в шинах. Необходимо проверять регулировку пневмопривода тормозов и ход штоков тормозных камер. Давление воздуха в пневмоприводе рабочих тормозов надо регулировать в следующем порядке.

При работе двигателя в режиме холостого хода необходимо поднять давление воздуха в пневматической системе до верхнего предела регулирования по показанию верхней шкалы манометра на щитке приборов; при этом показание нижней шкалы (давление воздуха в тормозных камерах) должно быть равно нулю. Затем следует нажать до отказа на педаль тормоза. При приложении к концу педали усилия 200 … 300 Н (20 … 30 кгс) давление воздуха в тормозных камерах должно стать равным давлению воздуха в воздушных баллонах, а показания манометров должны быть одинаковыми. При этом педаль не должна доходить до иола на 10 … 30 мм. Если педаль упирается в пол или если зазор не соответствует указанному, необходимо выполнить следующее: отрегулировать положение педали тормоза, изменяя длину тяги, соединяющей рычаг тормозного крана с промежуточным рычагом привода, при помощи регулировочной вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.

Если привод тормозного крана отрегулирован правильно, то при наличии сжатого воздуха в воздушных баллонах свободный ход конца педали тормоза должен быть равен 40 … 60 мм. Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать давление воздуха в соединительной магистрали пневмовывода для управления тормозами прицепа. Для этого надо присоединить манометр к соединительной головке.

В отторможенном состоянии манометр должен показывать давление 0,52 … 0,57 МПа (5,2 … 5,7 кгс/см2). Если показание манометра не соответствует указанному, необходимо отрегулировать секцию крана, управляющую тормозами прицепа.

Регулировку следует проводить в таком порядке: снять корпус 24 (см. рис. 77) рычагов тормозного крана, ослабить контргайку 22 и, вращая направляющую 6 штока, установить давление воздуха, подаваемого в магистраль прицепа, в пределах, указанных выше. Затем надо завернуть контргайку и поставить на место корпус рычагов (обязательно поставить на место уплотнительную прокладку корпуса рычагов).

При плавном нажатии на педаль рабочего тормоза давление по показаниям манометра, подключенного к соединительной головке, должно плавно уменьшаться и дойти до нуля при полном нажатии на педаль. Промежуточным положениям педали должны соответствовать промежуточные показания манометра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ
Adblock
detector