Яндекс.Метрика

Колеса и шины — ЗИЛ

Колеса (рис. 53) — дисковые, взаимозаменяемые, размер обода 228Г-508.

Шины, имеющие размер 320—508 (12,0—20), предназначены для работы при переменном давлении.

Запасное колесо устанавливают на автомобиль с незначительным избыточным, несколько выше атмосферного, давлением в шине, с золотником в вентиле.

При сборке запасного колеса с шиной и камерой (после ремонта камеры) шина должна быть накачана до давления, обеспечивающего посадку бортов шины на посадочные полки обода, после чего из нее должен быть выпущен воздух, но не полностью.

Колесо состоит из обода 1, двух съемных взаимозаменяемых бортовых колец 2 (внутреннее бортовое кольцо может быть несъемным) и разрезного замочного кольца 8. Особенностью колеса является тороидальная форма поверхности посадочных полок обода и гарантированный натяг при посадке бортов шины на полки обода, что обеспечивает возможность снижения внутреннего давления воздуха в шине до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) и надежное закрепление шины на ободе без применения распорного кольца. Ниже приведены данные зависимости давления в шинах от нагрузки автомобиля.

Нагрузка, кН (тс)…..35 (3,5) 50 (5)

Давление, МПа (кгс/см2):

нормальное…..0,3(3,0) 0,4(4,2)

минимальное…..0,05 (0,5) Снижать запрещается

Колесо в сборе с шиной - ЗИЛ

Рис. 53. Колесо в сборе с шиной — ЗИЛ:

1 — обод; 2 — бортовое кольцо; 3 — камера; 4 — шина; 5 — ободная лента; 6 — резиновый уплотнитель вентильного паза; 7 — пружина; 8 — замочное кольцо; 9 — балансировочный груз

К замочной части обода приварен ограничитель, которым фиксируется защитный кожух.

В конструкции колеса предусмотрена фиксация в определенном положении наружного бортового 2 и замочного 8 колец. Постоянное положение замочного кольца на ободе 1 обеспечивается ограничителем. Бортовое кольцо 2 имеет два паза, в один из которых вставляется длинная монтажная лопатка во время разборки колеса, а в другой входит местная выштамповка замочного кольца при сборке колеса. На одном из концов замочного кольца сделан паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода. Для предотвращения попадания грязи внутрь шины и для установки вентиля в определенное положение на вентиль камеры надевают резиновый уплотнитель 6 вентильного паза. Для предохранения камеры от повреждений служит ободная лента 5.

Перед сборкой колес необходимо:

  • проверить состояние шины, обода, бортовых и замочного колец;
  • устранить глубокие царапины, вмятины, наплывы краски, ржавчину на ободе и особенно на посадочных полках;
  • осмотреть покрышку, удалить из нее посторонние предметы (грязь, песок и др.) и тщательно протереть влажной тряпкой ее внутреннюю поверхность и особенно посадочные места;
  • припудрить тальком все поверхности покрышки, камеры, ободной ленты и обода, которыми эти детали соприкасаются одна с другой;
  • для облегчения сборки и полной посадки шины на посадочные поверхности обода рекомендуется борта шины смазать мыльным раствором.

Монтаж колеса с шиной

Рис. 54. Монтаж колеса с шиной

Запрещается в качестве смазочного материала для посадочных поверхностей бортов шин использовать минеральные масла.

Монтаж колеса с шиной надо осуществлять в такой последовательности.

1. Надеть на обод, установленный замочной частью вверх, одно бортовое кольцо закраиной вниз; для удобства сборки можно вывесить обод, положив его на подставку.

2. Вставить в вентильный паз обода уплотнитель.

3. Вставить в покрышку камеру и слегка накачать ее, заправить ободную ленту и положить шину с перекосом на обод, расположив вентиль против вентильного паза (рис. 54, а). Ввести вентиль в отверстие уплотнителя. Приподнять шину со стороны вентильного паза и надвинуть ее на обод так, чтобы ее нижний борт попал в монтажный ручей обода. Надеть шину на обод полностью и нажать на наружный борт над вентилем так, чтобы вентиль вышел через отверстие в диске.

4. Вставить конец длинной монтажной лопатки в замочную канавку обода, а короткую лопатку положить на борт шины перпендикулярно к оси первой лопатки. Прилагая усилия к первой лопатке, осадить верхний борт шины вниз за посадочную полку обода (рис. 54, 6).

5. Надеть бортовое и замочное кольца, совместив разрез замочного кольца с ограничителем и специальную выштамповку на кромке замочного кольца с одним из демонтажных пазов бортового кольца (рис. 54, в).

6. Накачать шину до давления, обеспечивающего посадку бортов шины на посадочные полки обода, и проверить замочное кольцо, а затем довести давление до 0,3 МПа (3 кгс/см2). В случае неправильной установки замочного кольца выпустить воздух из шины, поправить положение кольца и повторить накачивание.

Демонтаж колеса - ЗИЛ

Рис. 55. Демонтаж колеса — ЗИЛ

Предупреждение. В отличие от колес с коническими полками, посадка бортов шины на тороидальные полки обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления в шине происходит не постепенно, а мгновенно. При накачивании шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража при этой операции колесо должно быть направлено замочной частью вниз.

Демонтаж шины надо выполнять в такой последовательности.

1. Полностью выпустить воздух из шины и положить колесо с шиной на помост или чистую горизонтальную площадку. Замочная часть обода должна быть снизу.

2. Снять внутренний борт шины с посадочной полки обода. Для этого надо выполнить следующее:

  • изогнутый конец монтажной лопатки вставить между бортовым кольцом и фланцем обода в монтажный паз (при несъемном бортовом кольце конец монтажной лопатки ставить между ободом и шиной). Отжать монтажной лопаткой бортовое кольцо вниз (рис. 55, а);
  • в образовавшийся зазор вставить плоский конец второй лопатки (рис. 55, б), освободить первую лопатку.

Последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в зазор (рис. 55, в) и осаживая борт шины через бортовое кольцо, снять борт шины.

Примечание. Тороидальная форма посадочной поверхности не позволяет выполнить местное снятие борта шины, поэтому затраты труда и времени на монтажные работы значительно сокращаются при постепенном осаживании борта шины приложением усилий по окружности колеса.

Перевернуть колесо и снять борт шины со второй посадочной полки, повторяя указанные операции.

3. Снять замочное и бортовое кольца, для чего вставить плоский конец одной лопатки в паз на конце замочного кольца, а второй лопаткой поднять снизу тот же конец замочного кольца, отжимая первой лопаткой конец кольца из замочной канавки, выжать его вверх (рис. 55, г). Удерживая выжатый конец кольца второй лопатки, освободить первую лопатку и завести ее плоский конец под кольцо. Выжимая кольцо монтажными лопатками по окружности колеса, снять (рис. 55, д) замочное кольцо.

Снять бортовое кольцо.

4. Демонтировать борт шины. Для этого необходимо выполнить следующие операции:

  • встать на участок борта шины, противоположный вентильному отверстию;
  • в зоне вентильного отверстия завести плоские концы обеих лопаток между шиной и ободом (рис. 55, е) на расстоянии 150…250 мм один от другого. Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, вывести часть борта наружу (рис. 55, ж); при этом противоположная часть борта шипы должна обязательно находиться в монтажном ручье;
  • удерживая демонтированную часть борта шины одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между ободом и шиной на расстоянии 70… 100 мм от места перехода борта шины наружу. Вновь вывести часть борта наружу. Повторяя данную операцию, демонтировать борт шины полностью.

5. Утопить вентиль в полость шины. Поставить колесо в вертикальное положение (нижняя часть борта шины должна находиться в монтажном ручье обода). Извлечь обод из шины (рис. 55, з).

Колеса в сборе с шинами на заводе подвергают балансировке. Допустимый дисбаланс 0,4 Н*м (4 кгс*см). В эксплуатации по мере изнашивания шин и по другим причинам (перемонтаж шин) нарушается первоначальная балансировка, что может вызвать вибрацию при движении автомобиля, особенно передних колес. Вибрация приводит к ускоренному изнашиванию протектора шины, деталей рулевого управления и подвески, а также затрудняет управление автомобилем.

Для устранения вибрации рекомендуется проводить статическую балансировку колеса в сборе с шиной. Перед балансировкой необходимо колесо и покрышку очистить от грязи и посторонних предметов. Балансировку колеса следует проводить при накачанной до номинального давления шине.

Балансируемое колесо в сборе с шиной устанавливают на одно из двух приспособлений. Первое представляет собой ступицу колеса, свободно вращающуюся на шариковых подшипниках цапфы, укрепленной на станине, а второе — сбалансированный вал с приваренным посередине фланцем со шпильками под гайки крепления колеса, свободно перекатывающийся по горизонтальным направляющим, установленным на стойках станины по уровню.

Колесо, установленное на приспособлении, поворачивается и останавливается в положении, когда тяжелая часть колеса находится внизу. На диаметрально противоположной стороне (т. е. сверху) прикрепляют груз (пластилин, глину). Поворачивая колесо и изменяя корректирующую массу груза, надо добиться безразличного равновесия колеса, т. е. такого состояния, когда колесо при его поворачивании останавливается в любом положении.

Расстояние от оси вращения колеса до центра тяжести груза (плечо) измеряют в сантиметрах. Умножая массу груза на плечо, определяют фактический дисбаланс колеса в сборе с шиной. Дисбаланс устраняют при помощи балансировочных грузов, удерживаемых пластинчатыми пружинами. Пружины одним концом закрепляют за бортовое кольцо.

По полученному значению дисбаланса выбирают соответствующее число корректирующих грузов и устанавливают их в зоне, где был прикреплен корректирующий груз. Допускается устанавливать на одно колесо не более

Примечание. При балансировке колеса в сборе с шиной на приспособлениях необходимо учитывать дисбаланс, создаваемый шлангом подвода воздуха к шине и защитным кожухом шланга, равный примерно 0,64 Н*м (6,4 кгс*см). Этот дисбаланс можно компенсировать, установив около вентильного отверстия груз массой 300 г.

В случае разборки колеса с шиной для замены камеры, очистки колеса от коррозии и его окраски балансировку после сборки можно не проводить, если покрышку, корректирующие грузы и другие детали установить на те же места, которые они занимали до разборки.

Так как балансировка колес нарушается в процессе эксплуатации, необходимо проверять величину дисбаланса при втором ТО-2.

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо проверять затяжку гаек крепления колес к ступицам. Ослабление этих гаек может привести к разработке сферических гнезд в дисках колес и поломке шпилек. Момент затяжки должен быть равен 400…500 Н*М (40…50 кгс*м).

Надо предохранять шины от попадания на них бензина, керосина, масла и других нефтепродуктов. При попадании указанных жидкостей на шины их следует протереть досуха.

Нельзя устанавливать шины других моделей. Необходимо соблюдать нормы давления воздуха в шинах.

Во избежание повышенного износа покрышек не следует резко тормозить, допускать перегрузку автомобиля и буксование колес при трогании с места и переходе с низших передач на высшие. Груз следует располагать равномерно по всей площади платформы. Тяжелый, но небольших размеров груз надо укладывать и закреплять в центре платформы над балансирным устройством.

Если дисбаланс значителен и не удается его устранить расчетным числом грузов, то надо демонтировать колесо и повернуть шину относительно обода, после чего вновь провести балансировку. Ниже приведены данные о примерном количестве грузов при балансировке колес.

Дисбаланс колеса с шиной в сборе, Н*м

0,4…1,0

(4…10)

1,1…1,6

(11…16)

1,7…2,2

(16…21,7)

2,3…2,7

(22…27,5)

Число устанавливаемых грузив

1

2

3

4

 Схема перестановки колес автомобиля ЗИЛ

Рис. 56. Схема перестановки колес автомобиля ЗИЛ

Нельзя допускать стоянку автомобиля на колесах со спущенными шинами. При длительной стоянке или транспортировании по железной дороге необходимо закрыть шинные краны на колесах.

Нельзя устанавливать колесо, смонтированное для установки на правую сторону автомобиля (по направлению протектора), на левую сторону, и наоборот, за исключением коротких пробегов с использованием запасного колеса.

В случае повреждения шины во время рейса и применения запасного колеса поврежденная шина должна быть после рейса отремонтирована, а колесо должно быть установлено на прежнее место. Для равномерного изнашивания шин следует переставлять их вместе с колесами по схеме, приведенной на рис. 56. При эксплуатации шин надо руководствоваться правилами эксплуатации автомобильных шин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ
Adblock
detector