Навыки, которые необходимы работникам для построения собственной трудовой карьеры, делятся на две большие категории – это hard skills и soft skills. Первый тип навыков подразумевает профессиональные компетенции в какой-либо сфере деятельности, например, знание языков программирования или владение иностранными языками.
Soft skills – это так называемые «гибкие» и надпрофессиональные навыки, которые оказывают большее влияние на успех работника в продвижении по карьерной лестнице.
Большинство из таких навыков формируется у людей ещё в детском возрасте, но это вовсе не означает, что их нельзя развить в себе.
Какие навыки относятся к категории «soft skills» и как их прокачать?
Навыки, относящиеся к soft skills, подразумевают такие умения и способности, которые формируются благодаря личностным качествам человека. К ним относятся:
1. Коммуникативные навыки – способность находить «общий язык» с собеседником, убеждать его и доносить до него свою точку зрения. Умение устанавливать связи с другими людьми является очень важным для каждого человека, особенно в сфере трудовой деятельности.
Чем большим количеством коммуникативных связей обладает человек, тем больше потребностей он удовлетворяет. Так, благодаря коммуникациям с другими людьми можно не только удовлетворить базовую потребность в общении, но и достичь определённых трудовых целей.
Для того чтобы уметь договариваться с людьми, нужно научиться понимать их интересы. В процессе общения необходимо тщательно наблюдать за собеседником и его поведением, а также вставать на его место с целью понимания того, что он чувствует и думает в момент разговора с вами. Помимо этого, важно оттачивать свои навыки передачи информации – собеседник должен понимать, что вы хотите до него донести.
2. Навыки мышления. Они весьма разнообразны, но основными из них являются: системное мышление – способность видеть целое и разделять его на части, креативное мышление – способность находить нетрадиционные способы решения проблемы, выработка и принятие решений, поиск и анализ информации.
Для того чтобы развить в себе системное мышление, необходимо регулярно общаться с теми людьми, которые им обладают. Креативное мышление развивается во время отдыха мозга – именно в этом случае он способен генерировать идеи. Для формирования и принятия оперативных решений важно научиться предвидеть развитие ситуации при принятии того или иного решения.
3. Адаптация – способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности или жизни в целом.
Для развития адаптационных навыков важно не сидеть на одном месте – необходимо постоянно пробовать что-то новое, менять своё окружение и обстановку и следить за тем, насколько быстро вы привыкаете к чему-то новому.
Читайте также! Как работать в кризис: несколько полезных рекомендации в условиях неопределенности…
4. Самоорганизация. К навыкам самоорганизации относятся: самодисциплина, планирование своей деятельности, тайм-менеджмент и целевое поведение.
Чтобы развить все эти навыки, необходимо постоянно практиковаться. Например, вы можете придумать свой распорядок дня, составить планы с точным указанием временных промежутков на их выполнение, а также поставить себе определённые цели и установить для них дедлайны.
5. Эмоциональный интеллект. Включает в себя умение распознавать эмоции и контролировать их, а также навыки понимания эмоционального состояния других людей, эмпатии, мотивации и многого другого.
Для того чтобы развить в себе эмоциональный интеллект, важно научиться принимать себя, называть явления, которые происходят в жизни, своими именами, а также определять своё эмоциональное состояние в различных временных промежутках.