Кабина ЗИЛ

Кабина автомобиля — цельнометаллическая, трехместная, с панорамным неоткрывающимся ветровым стеклом, состоящим из двух половин.

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.

Стеклоподъемники имеют тормозной механизм, смонтированный в барабане на приводном валике и предохраняющий стекло от произвольного опускания. В эксплуатации стеклоподъемники не требуется регулировать. Устанавливать и снимать замки и стеклоподъемники следует через люк внутренней панели двери.

Замки дверей открываются снаружи и изнутри кабины. Замки левой и правой дверей во время движения должны быть установлены изнутри кабины на предохранитель. Правая дверь может быть заперта снаружи ключом для включения зажигания.

Наружная ручка замка неподвижно закреплена на наружной панели двери; для открывания двери надо нажать кнопку ручки. Для открывания двери изнутри на внутренней панели двери установлен привод с поворотной ручкой. При повороте ручки на себя дверь открывается, при повороте ручки от себя — запирается изнутри на предохранитель, причем ручка автоматически возвращается в нейтральное положение. Поставленный на предохранитель замок при захлопывании двери автоматически освобождается от предохранителя.

Сиденье водителя

Рис. 87. Сиденье водителя:

1 — спинка; 2 — подушка; 3 — трубчатый каркас; 4 — кронштейн крепления сиденья к полу кабины; 5 — круглые отверстия; 6 — механизм горизонтального перемещения сиденья; 7 — овальные отверстия; 8 — нижний кронштейн крепления спинки; 9 — верхний кронштейн крепления спинки; 10 — неподвижная направляющая (нижняя); 11 — подвижная направляющая (верхняя); 12 — малый шарик; 13 — большой шарик; 14 — сепаратор шариков; 15 — вертикальные пазы в подвижной направляющей; 16 — ось стопора; 17 — рычаг стопора продольного перемещения сиденья

Кабина оборудована пневматическим стеклоочистителем ветрового стекла, имеющим привод на две щетки, омывателем ветрового стекла и противосолнечными козырьками.

На специальных кронштейнах снаружи кабины с левой и правой стороны смонтированы зеркала.

В кабине установлены одноместное сиденье для водителя и двухместное для пассажиров. Подушка пассажирского сиденья установлена в подставе, а спинка навешена на заднюю стенку кабины. Пассажирское сиденье регулировки не имеет.

Сиденье водителя регулируют в горизонтальном и вертикальном направлениях, а также по наклону подушки 2 (рис. 87) и спинки 1. Для регулирования вертикального положения сиденья в нижних кронштейнах 4 имеются три круглых 5 и три овальных 7 отверстия. Перестановкой сиденья на соответствующие отверстия нижнего кронштейна изменяют положение сиденья водителя по высоте и по углу наклона.

Горизонтальное перемещение сиденья обеспечивают подвижные направляющие 11, на которых крепится каркас сиденья. Для передвижения сиденья необходимо поднять вверх рычаг 17 стопора продольного перемещения; при этом стопорная часть рычага выйдет из паза 15, и сиденье можно переместить в требуемое положение.

Угол наклона спинки сиденья изменяется путем установки кронштейна 8 крепления спинки в соответствующие отверстия.

Читайте так же  Ремонт и проверка стартеров

Стеклоочиститель (рис. 88) ветрового стекла кабины включен в пневматическую систему привода тормозных механизмов.

Включается стеклоочиститель поворотом против часовой стрелки ручки крана, расположенной на панели приборов. Вращая ручку, можно регулировать скорость движения щеток стеклоочистителя. При вращении ручки против часовой стрелки интенсивность работы щеток стеклоочистителя увеличивается; при вращении по часовой стрелке — уменьшается. При повороте ручки крана вправо до упора стеклоочиститель выключается; при этом щетки автоматически укладываются по нижней кромке стекла. Если механизм укладки щеток не сработал, надо снова включить и выключить стеклоочиститель.

Стеклоочиститель

Рис. 88. Стеклоочиститель:

1 — пневматический двигатель стеклоочистителя; 2 — верхняя крышка; 3 — двуплечий рычаг; 4 — корпус золотникового распределителя; 5 — тяга привода стеклоочистителя; 6 — боковая крышка; 7 — щетка; 8 — рычаг привода стеклоочистителя; 9 — манометр тормозной системы; 10 — головка крана управления стеклоочистителем

Стеклоподъемники дверей, замки и приводы замков дверей на заводе смазываются смазкой ММЗ-10.

Омыватель ветрового стекла (рис. 89) состоит из насоса с педальным приводом, установленного слева на полу кабины, резервуара, расположенного иод панелью приборов, и двух форсунок, размещенных на панели кабины перед ветровым стеклом.

При нажатии на педаль насоса вода из бачка через впускной клапан и трубку под действием разрежения попадает внутрь насоса; при этом пружина мембраны сжимается. После прекращения нажатия на педаль пружина выталкивает из насоса воду, которая по трубкам через форсунки попадает на ветровое стекло в виде двух струн, направленных под щетки стеклоочистителя. Направление струи воды регулируется поворотом шарика форсунки с помощью иглы. При эксплуатации нельзя допускать засорения клапанов и форсунок. В случае необходимости их следует продувать. Для омывания стекла нужно применять чистую воду или специальную жидкость. Неиспользованная вода не должна длительное время находиться в устройстве.

Омыватель ветрового стекла

Рис. 89. Омыватель ветрового стекла:

1 — насос; 2 — педаль насоса; 3 — резервуар; 4 — форсунка; 5 — шарик форсунки; 6 — шарик клапана

Отопитель (рис. 90) кабины предназначен для подачи теплого воздуха в кабину и обогрева ветрового стекла в случае его замерзания.

Радиатор 13 отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая вода поступает в радиатор отопителя из головок блока через кран 6, расположенный на впускном трубопроводе справа, по водоподводящему шлангу 7 и выходит из отопителя по трубопроводу 8 во всасывающую полость жидкостного насоса. В отопитель наружный воздух поступает по правому вентиляционному каналу. Большое количество воздуха, подогретого в радиаторе отопителя, подается вентилятором в распределительный канал 5, меньшее — в кабину, к ногам пассажира. Из распределительного канала воздух поступает по шлангам 7 к соплам 4 обдува ветрового стекла и через отверстия в конце канала, перекрываемого заслонкой 3, к ногам водителя.

Читайте так же  Приработка и испытание двигателей

Отопитель кабины ЗИЛ

Рис. 90. Отопитель кабины (сплошной стрелкой указано направление движения воды, штриховой — направление движения теплого воздуха):

1 — ручка управления заслонкой канала отопителя и устройством обдува ветрового стекла; 2 — трос; 3 — заслонка канала отопителя и обдува ветрового окна (показана в открытом положении); 4 — сопло обдува ветрового стекла; 5 — распределительный канал; 6 — кран; 7 — водоподводящий шланг; 8 — трубопровод; 9 — рабочее колесо вентилятора; 10 — конденсатор; 11 — электродвигатель; 12 — дополнительный резистор; 13 — радиатор; 14 — заслонка кожуха; 15 — пружинная пластина фиксатора; 16 — рукоятка управления заслонкой; 17 — шланг обдува ветрового стекла

В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие стекла, заслонку 3 закрывают, а затем открывают полностью или частично. Управление заслонкой воздухораспределительного канала осуществляется с помощью вертикальной ручки 1, расположенной на вертикальной площадке панели приборов. При утопленном положении ручки заслонка закрыта; в этом случае весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка открыта; в этом случае теплый воздух поступает на обдув ветрового стекла и к ногам водителя.

Поток воздуха в отопитель направляется заслонкой 14, расположенной в нижней части кожуха отопителя. Ось заслонки рычага с рукояткой 16 выведена из кожуха отопителя и размещена с левой его стороны. Положение рычага совпадает с плоскостью заслонки и фиксируется впадинами фиксатора 14. Рычаг заслонки имеет три фиксированных положения.

Вентилятор отопителя следует включать только после прогрева двигателя. Трехпозиционный переключатель вентилятора отопителя расположен на щитке приборов.

При среднем положении рычага вентилятор выключен, крайнее положение соответствует повышенной или пониженной частоте вращения ротора электродвигателя вентилятора.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С эффективность действия отопителя резко снижается. Кран отопителя зимой должен быть полностью открыт.

При безгаражном хранении автомобиля зимой после слива жидкости из системы охлаждения кран отопителя следует закрыть. После пуска двигателя и его прогрева надо открыть кран и на 20 … 30 с повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя, не включая вентилятор отопителя. Это необходимо для того, чтобы не допустить замерзания жидкости в радиаторе отопителя, так как при малой частоте вращения коленчатого вала во время нагрева двигателя жидкостной насос только частично заполняет радиатор отопителя водой и не создает ее циркуляции в системе отопления.

Перед зимней эксплуатацией необходимо очистить систему отопления от накипи и проверить состояние проходных сечений трубопроводов и крана.

Для вентиляции кабины в летнее время можно опускать стекла дверей кабины, а также пользоваться поворотными форточками в окнах дверей. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через отопитель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ