Яндекс.Метрика

Коробка передач ЗИЛ

Коробка передач (рис. 39) — механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад; пятая передача прямая. Коробка имеет два инерционных синхронизатора для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.

Коробка прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в картер. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала. Первичный вал 1 размещен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник установлен в расточке фланца коленчатого вала, задний 2 — в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник имеет защитную шайбу, от осевых перемещений зафиксирован стопорными кольцами, установленными в канавках на шейке первичного вала и на наружном кольце подшипника 2.

Для устранения попадания масла в сцепление в крышке 4 заднего подшипника первичного вала имеется резиновая манжета.

Передний конец вторичного вала 34 опирается на роликовый подшипник 51, задний конец — на шариковый подшипник 21, закрепленный стопорным кольцом 29 в стенке картера.

Промежуточный вал установлен на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник установлен в передней стенке картера коробки. Стопорное кольцо 48 ограничивает возможность перемещения наружного кольца подшипника. Отверстие под подшипник в картере закрывается заглушкой 47, которую устанавливают на краске. Задний шариковый подшипник 31 имеет защитную шайбу и максимально заполнен шариками для увеличения срока его службы; подшипник закреплен стопорным кольцом 32.

Блок 57 зубчатых колес заднего хода вращается на двух роликовых подшипниках 54, установленных на неподвижной оси 56. Подшипники коробки передач регулировки не требуют.

Шестерня первичного вала 1 и колеса 45 привода промежуточного вала, колеса четвертой (7 и 41), третьей (8 и 39) и второй (18 и 35) передач косозубые и находятся в постоянном зацеплении между собой; остальные зубчатые колеса прямозубые. Зубчатые колеса 7, 8 и 18 соответственно четвертой, третьей и второй передач свободно вращаются на соответствующих шейках вторичного вала. Втулка 6 стопорится от проворачивания на валу штифтом.

Для предотвращения заедания и обеспечения надежного смазывания при работе деталей сталь по стали шейка вала и внешняя поверхность втулки имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин; поверхность этих деталей фосфатирована, а фосфатный слой пропитан специальным составом, предотвращающим заедание в период приработки.

При такой установке зубчатых колес на вторичном валу необходимо строго соблюдать соответствие применяемого масла требованиям карты смазывания. Применение других масел или загрязненного масла может вызвать заедание зубчатых колес на шейках вторичного вала и втулке.

Зубчатые колеса на шейках вала закреплены в осевом направлении замочными кольцами 37 и 43. Опорные шайбы 36 и 42 зубчатых колес четвертой и второй передач имеют шлицевые соединения с валом. Для безударного включения второй и третьей, четвертой и пятой передач в коробке передач установлены два синхронизатора инерционного типа; зубчатые колеса имеют конусы для работы с синхронизаторами. Наличие синхронизаторов облегчает переключение передач и увеличивает срок службы коробки передач.

Коробка передач ЗИЛ

Коробка передач ЗИЛ

Рис. 39. Коробка передач:

1 — первичный вал; 2, 21, 31, 46 и 54 — подшипники; 3, 29, 32 и 48 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника первичного вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 — втулка; 7 и 41 — зубчатые колеса четвертой передачи; 8 и 39 — зубчатые колеса третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач; 12 — установочная втулка; 13 — пружина фиксатора; 14 — шарик фиксатора; 15 — штифт замка; 16 — шарики замка; 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 35 — зубчатые колеса второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 20 — колесо первой передачи и передачи заднего хода; 22 — вентиляционная трубка; 23 — крышка подшипника вторичного вала; 24 — распорная втулка; 25 — фланец с отражателем; 26 — шайба; 27 — гайка фланца вторичного вала; 28 и 52 — манжеты; 30 — гайка промежуточного вала; 33 — картер коробки передач; 34 — вторичный вал; 36, 40 и 42 — опорные шайбы; 37 и 43 — замочные кольца; 38 — зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 44 — промежуточный вал; 45 — зубчатое колесо привода промежуточного вала; 47 — заглушка; 49 — картер сцепления; 50 — каретка синхронизатора; 51 — роликовый подшипник; 53 — стопорная пластина; 55 и 67 — пружины; 56 — неподвижная ось блока зубчатых колес; 57 — блок зубчатых колес передачи заднего хода; 58 — крышка люка для коробки отбора мощности; 59 — пробка контрольно-заливного отверстия; 60 — пробка с магнитом сливного отверстия; 61 — головка стержня переключения первой передачи и передачи заднего хода; 62 — предохранитель выключения первой передачи и передачи заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — корпус опоры рычага; 65 — фиксатор рычага; 66 — опора рычага; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — упор; 71, 72 и 73 — стержни переключения соответственно первой передачи и передачи заднего хода, четвертой и пятой передач, второй и третьей передач

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-заливного отверстия, через которое заправляют коробку передач маслом при отсутствии коробки отбора мощности. При наличии коробки отбора мощности масло заливают через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливают до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач.

В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 60, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла, попавшие в масло.

По особому требованию на автомобиле может быть установлена тяговая лебедка. В этом случае для ее привода на люке коробки передач устанавливают коробку отбора мощности. Отбор мощности осуществляют от переднего венца блока 57 зубчатых колес передачи заднего хода.

Механизм переключения передач размещен в крышке 11 коробки передач. Картер рычага 66 с рычагом 68 переключения передач, промежуточным рычагом 69 включения первой передачи и заднего хода съемный, устанавливается по втулкам 12.

Наличие промежуточного рычага 69 уменьшает ход рычага переключения передач при включении первой передачи и заднего хода, вследствие чего ход рычага для включения всех передач одинаковый.

Промежуточный рычаг 69 блокируется в нейтральном положении пальцем предохранителя 62, размещенного в стенке крышки 11 коробки передач.

Для того чтобы включить первую передачу или передачу заднего хода, необходимо рычагом 68 через палец промежуточного рычага и палец предохранителя сжать пружину предохранителя до упора, затем перевести рычаг 68 в положение, соответствующее положению рычага при включении первой передачи или передачи заднего хода. Чтобы снять картер рычага коробки передач, необходимо предварительно вывернуть корпус предохранителя 62 на 8…9 оборотов. Стержни 71, 72 и 73 переключения передач удерживаются в заданном положении фиксаторами, состоящими из шарика 14 и пружины 13; на стержнях предусмотрены канавки под шарик.

Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется замочное устройство, состоящее из штифта 15 и двух пар шариков 16; при перемещении какого-либо стержня два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на стержнях.

При включении синхронизированной передачи происходит следующее: каретка 2 (рис. 40) синхронизатора вилкой перемещается в сторону зубчатого колеса включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора передается конусным кольцам 3 синхронизатора, которые жестко связаны между собой при помощи трех блокирующих пальцев 1. Конусное кольцо упирается в конус шестерни.

Из-за различия окружных скоростей переключаемых элементов (зубчатое колесо и каретка синхронизатора) и под действием осевого давления, передаваемого при помощи фиксаторов, которые удерживают каретку от свободного осевого перемещения, на конической поверхности возникает момент трения. Под действием момента трения каретка смещается относительно блока конусных колец до упора в блокирующую поверхность пальцев 1. Наличие пальцев препятствует осевому перемещению каретки относительно блока колец до момента выравнивания окружных скоростей переключаемых элементов (происходит синхронизация). После выравнивания окружных скоростей переключаемых элементов блокирующие поверхности пальцев 1 не препятствуют осевому перемещению каретки относительно блока колец, и передача включается без шума и удара.

Для нормальной работы синхронизаторов и предупреждения преждевременного изнашивания колец надо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление «ведет», то переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее.

Синхронизатор ЗИЛ

Рис. 40. Синхронизатор:

1 — блокирующий палец; 2 — каретка; 3 — конусное кольцо; 4 — пружина; 5 — конус зубчатого колеса

Для предотвращения вытекания масла из коробки передач место выхода вторичного вала уплотнено резиновой манжетой 28 с насечкой в левую сторону (см. рис. 39), а на первичном валу имеется манжета 52 с насечкой в правую сторону. Направление насечки показано стрелкой на манжете. Для того чтобы вода не попадала в коробку передач при преодолении бродов, место установки в коробке рычага переключения уплотнено резиновым чехлом со стяжными хомутами, а поверхности стыка картера коробки передач с картером сцепления, а также крышки коробки, люков и подшипников уплотнены специальной уплотняющей пастой. При выполнении всех видов работ, связанных с вскрытием и разборкой коробки передач, при ее сборке необходимо применять уплотняющую пасту. Для предотвращения повышения давления в коробке передач или появления в ней разрежения при колебаниях температуры внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через вентиляционную трубку 22, установленную на задней стенке кабины.

При обслуживании коробки передач следует проверять крепление коробки к картеру сцепления, а также крепление коробки отбора мощности (при ее наличии), поддерживать нормальный уровень масла в коробке передач и своевременно менять его согласно карте смазывания. Масло надо применять только той марки, которая указана в карте смазывания. При смене масла необходимо очищать магнит сливной пробки и промывать вентиляционную трубку, засорение которой может вызвать повышение давления в карте коробки передач, что приводит к течи масла.

При разборке коробки передач надо проверять надежность стопорения и затяжку гаек 27 и 30; момент затяжки должен быть не менее 250 Н*м (25 кгс*м). Стопорение указанных гаек осуществляют вдавливанием тонкого края гайки в паз вала. Вдавливать край гайки в паз вала следует оправкой, которая может быть изготовлена из зубила скруглением его острого конца радиусом около 3 мм.

Отвертывать гайки следует ключом с большим плечом без предварительного выправления вдавленного края гайки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ
Adblock
detector