Яндекс.Метрика

Система питания ЗИЛ

Система питания двигателя (рис. 21) — принудительная, с подачей топлива насосом диафрагменного типа. Топливом для двигателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76. Применение автомобильного бензина более низкого качества может служить причиной ненормальной работы двигателя (детонация, повышенное образование нагара, увеличенный расход топлива, прогорание прокладок и головок цилиндров и т. д.).

Схема системы питания

Рис. 21. Схема системы питания:

1 — топливный насос: 2 — фильтр тонкой очистки топлива; 3 — карбюратор; 4 — топливный бак; 5 — вентиляционная трубка; 6 — угольник; 7 — датчик указателя уровня топлива в баках; 8 — кран с приемной трубкой; 9 — крышка; 10 — фильтр — отстойник; 11 — соединительная трубка; 12 — корпус клапанов; 13 — резиновый шланг

Воздушный фильтр ЗИЛ

Воздушный фильтр — инерционно-масляный, с трехступенчатой очисткой воздуха и патрубком отбора воздуха в компрессор (рис. 28).

Воздушный фильтр необходимо периодически чистить и заправлять вновь маслом в соответствии с картой смазывания. Для чистки воздушный фильтр надо разобрать, отвернув вначале винт, а затем гайку-барашек. При чистке все детали фильтра следует тщательно промыть в бензине или керосине. Фильтрующий элемент после промывки нужно смочить в масле; перед установкой элемента на место лишнее масло должно стечь.

Масло заливают в ванну до горизонтальных отметок, выштампованных на стенке ванны. Если уровень масла в ванне фильтра выше установленного нормой, то избыточное масло будет унесено потоком воздуха в двигатель, что недопустимо. Для смазывания фильтрующего элемента и заправки масляной ванны фильтра применяют то же масло, что и для смазывания двигателя.

Работа двигателя без фильтров или с фильтром без масла недопустима. Следует помнить, что срок службы двигателя в значительной степени зависит от правильной работы воздушного фильтра, а следовательно, и от своевременной его очистки и заправки.

Подвод воздуха к фильтру (рис. 29) осуществляется через воздушный канал в капоте двигателя, с которым фильтр соединен гофрированным патрубком.

Воздушный фильтр

Рис. 28. Воздушный фильтр:

1 — зона над отражателем; 2 — зона над уровнем масла; 3 и 14 — пружины; 4 — трос; 5 — окно; 6 — рычаг; 7 — центральная трубка; 8 — корпус; 9 — пеномаслоудерживающая набивка; 10 — кронштейн; 11 — болт; 12 — дросселирующая кассета из капронового волокна; 13 — резиновая прокладка; 15 — отражатель; 16 — корпус масляной ванны; 17 — стойка; 18 — центральное отверстие; 19 — эжектор; 20 — полость масляной ванны; 21 и 23 — соответственно входная и выходная трубки вентиляции распределителя зажигания; 22 резиновый шланг; 24 — карбюратор; 25 — трубка вентиляции топливного насоса

Схема подвода воздуха к воздушному фильтру

Рис. 29. Схема подвода воздуха к воздушному фильтру:

1 — жалюзи капота; 2 — воздушный канал в капоте; 3 — воздушный фильтр

Карбюратор ЗИЛ

Карбюратор — вертикальный, с падающим потоком смеси, с балансированной поплавковой камерой, двухкамерный; каждая камера имеет два диффузора. Необходимый состав смеси получается вследствие пневматического торможения топлива и применения экономайзера. Карбюратор имеет раздельную для каждой камеры систему холостого хода с питанием после главного топливного жиклера. Для обогащения смеси при резком открытии дроссельных заслонок в карбюраторе имеется ускорительный насос. Схема карбюратора показана на рис. 25.

Для облегчения пуска холодного двигателя карбюратор имеет воздушную заслонку с автоматическим клапаном и кинематическую связь воздушной и дроссельных заслонок. Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка — общие для обеих камер. Ниже приведены основные технические данные карбюратора:

Диаметр диффузора, мм:

малого — 8,5

большого — 28,0

Диаметр, мм:

смесительных камер — 36

воздушной горловины — 60

Пропускная способность жиклеров при проверке водой под напором 1000 мм при температуре 20±1 °С, мл/мин:

главного топливного — 280±4

клапана экономайзера — 205±4

топливного жиклера холостого хода — 68±1,5

Диаметры, мм:

воздушного жиклера главной дозирующей системы — 2,2+0,06

воздушного жиклера системы холостого хода — 2+0,06

топливного жиклера полной мощности — 2,5+0,06

Расстояние между кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры в момент открытия клапана экономайзера с механическим приводом, мм — 11±0,5

Регулировка карбюратора для установления минимальной частоты вращения коленчатого вала в режиме нормального холостого хода осуществляется при полностью прогретом двигателе и совершенно исправной системе зажигания упорным винтом 2 (рис. 26), ограничивающим закрытие дроссельных заслонок, и двумя винтами 1, изменяющими состав смеси. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей и правильность зазора между их электродами. Следует учитывать, что карбюратор двухкамерный, и состав смеси в одной камере регулируют соответствующим винтом независимо от состава смеси в другой камере. При завертывании винтов смесь обедняется, а при отвертывании — обогащается.

При выполнении операции по регулированию системы холостого хода необходимо измерить содержание окиси углерода в отработавших газах в такой последовательности:

  • установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;
  • подсоединить к двигателю тахометр; пустить и прогреть двигатель до температуры 80 … 90 °С;
  • установить пробоотборное устройство газоанализатора в трубу глушителя на глубину 300 мм;
  • установить частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 500 … 600 мин-1;
  • измерить содержание окиси углерода в отработавших газах. Измерение следует проводить не ранее чем через 30 с после того, как установится необходимая частота вращения.

Схема карбюратора

Рис. 25. Схема карбюратора:

1 — корпус воздушной горловины; 2 — игольчатый клапан подачи топлива; 3 — сетчатый фильтр; 4 — пробка фильтра; 5 — канал балансировки поплавковой камеры; 6 — жиклер холостого хода; 7 и 13 — полости; 8 — жиклер полной мощности; 9 — воздушный жиклер; 10 — малый диффузор; 11 — кольцевая щель; 12 — форсунка; 14 — винт; 15 — воздушная заслонка; 16 — автоматический клапан; 17 — толкатель; 18 и 34 — пружины; 19 и 21 — штоки; 20 — планка; 22 — кольцевая канавка; 23 — корпус поплавковой камеры; 24 — манжета; 25 — пружина манжеты; 26 — втулка штока; 27 — отверстие; 28 — промежуточный толкатель; 29 и 31 — шариковые клапаны; 30 — седло; 32 — тяга; 33 — клапан экономайзера с механическим приводом; 35, 39 и 44 — топливные каналы; 36 — пробка; 37 — рычаг; 38 — прокладка; 40 — нагнетательный игольчатый клапан; 41 — винты регулировки холостого хода; 42 и 43 — соответственно прямоугольное и круглое отверстия системы холостого хода; 45 — дроссельная заслонка; 46 корпус смесительных камер; 47 — главный жиклер; 48 — поплавок; 49 — пружина поплавка

Регулировка системы холостого хода

Рис. 26. Регулировка системы холостого хода:

1 — винт (регулировки системы холостого хода; 2 — упорный винт; 3 — пломбировочная обойма; 4 — пломбировочная крышка

Если содержание окиси углерода не соответствует норме, следует, предварительно удалив сварочный шов в месте приварки крышки 4 к обойме 3 в центральной части, снять крышку 4, отрегулировать карбюратор винтами 1 (см. рис. 26), изменяющими состав топливной смеси системы холостого хода. Состав смеси в каждой камере карбюратора регулируется отдельным винтом.

При повышенном содержании окиси углерода в отработавших газах надо винты 1 завернуть на 1/4 оборота и после стабилизации показаний газоанализатора зафиксировать их. При необходимости операцию следует повторить. При регулировании винтами 1 нужно постоянно следить за показаниями тахометра и газоанализатора. Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной в заданных пределах и поддерживаться регулированием с помощью упорного винта дроссельных заслонок. После регулирования на режиме холостого хода необходимо измерить содержание окиси углерода в отработавших газах при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1900 … 2600 мин-1. Состав смеси на данном режиме работы не регулируется. При несоответствии содержания окиси углерода нормам необходимо установить причину этого. Повышенное содержание окиси углерода в отработавших газах может свидетельствовать о негерметичности уплотнения топливных жиклеров системы холостого хода или других топливодозирующих элементов. После окончания регулировки необходимо восстановить пломбировку регулировочных винтов любым возможным способом.

Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечивать устойчивую работу исправного двигателя на режиме холостого хода.

Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя ограничивается пневмоцентробежиым ограничителем (рис. 27), состоящим из двух механизмов: центробежного датчика, вращающегося от распределительного нала двигателя, и диафрагменного исполнительного механизма, который воздействует на дроссельные заслонки карбюратора. Ограничитель начинает срабатывать при частоте вращения коленчатого вала 3000—3200 мин-1 и заканчивает при частоте вращения не более 3450 мин-1.

Схема центробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя

Рис. 27. Схема центробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя:

1 — дроссельная заслонка карбюратора; 2 и 4 — жиклеры; 3 — рычаг; 5 — пружина мембранного механизма; 6 — крышка мембранного механизма; 7 — мембрана; 8 — шток; 9 и 10 — отверстия; 11 — рычаг привода дроссельных заслонок; 12 и 13 — трубки; 14 — пружина центробежного датчика; 15 — прокладка; 15 — паз ротора для соединения с распределительным валом; 17 — сальник; 18 — крышка; 19 — винт регулировки натяжения пружины; 20 — пробка; 21 — ротор; 22 — втулка из порошкового материала; 23 — корпус датчика; 24 — канал; 25 — клапан; 26 — седло клапана; 27 — центробежный датчик; 28 — карбюратор с мембранным механизмом; 29 — шарнир

Промывать карбюратор необходимо в чистом бензине или ацетоне с последующей продувкой сжатым воздухом. В карбюраторе имеются резиновые и прорезиненные детали, поэтому промывку ацетоном или растворителем на его основе нужно проводить только после демонтажа этих деталей.

При разборке карбюратора, снимая верхний корпус, необходимо отвернуть винт 14 (см. рис. 25). При этом нужно учитывать, что нагнетательный игольчатый клапан 40 не закреплен и может выпасть из корпуса.

Категорически запрещается применять проволоку или другие металлические предметы для прочистки жиклеров, форсунок, каналов и отверстий. Запрещается продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топливоподводящее отверстие и балансировочную трубку, так как это приводит к повреждению поплавка.

В случае крайней необходимости допускается использование карбюраторов типа К88АТ на двигателях с головками блока цилиндров 130-1003012Б и карбюраторов К88АМ на двигателях с головками блока цилиндров 130-1003012-20. При этом имеет место некоторое ухудшение мощностных и экономических показателей двигателя.

Топливные баки ЗИЛ

Топливные баки закреплены на кронштейнах на левом и правом лонжеронах рамы под платформой. Заливные горловины баков закрыты откидными герметичными крышками с быстродействующими зажимами.

Правый топливный бак снабжен клапанной коробкой с автоматически действующими клапанами (впускным и выпускным), соединяющими полости топливных баков с окружающей средой в случае повышения или понижения внутреннего давления в баках.

Левый топливный бак соединен с правым топливным баком вентиляционной трубкой.

При вакууме в баке 0,0016 … 0,0038 МПа (0,016 … 0,038 кгс/см2) открывается впускной клапан клапанной коробки, и баки сообщаются с окружающим воздухом. При повышении давления в баках до 0,011 … 0,018 МПа (0,11… 0,18 кгс/см2) открывается выпускной клапан. Такая конструкция клапанной коробки обеспечивает выравнивание давления в баках и уменьшение потерь топлива от испарения. Принцип действия клапанов аналогичен принципу действия клапанов пробки радиатора (см. разд. «Система охлаждения двигателя»). Клапан соединен с вентиляционной трубкой, выведенной выше уровня воды заданного брода и закрепленной на задней стенке кабины.

Если после заправки топливных баков предполагается длительная стоянка, рекомендуется не заливать правый бак полностью во избежание вытекания топлива через клапан при повышении температуры воздуха.

В рычаге быстродействующего зажима крышки предусмотрено отверстие, совпадающее при закрытом положении с отверстием в скобе горловины. При движении по бездорожью для устранения случаев самопроизвольного открывания крышки в отверстия необходимо вставлять замок или болт с гайкой.

При эксплуатации следует периодически проверять и подтягивать крепление топливных баков и кронштейнов, удалять отстой через сливные пробки и промывать баки, очищать и промывать клапаны в дополнительном баке и продувать трубку, соединяющую основной и дополнительный баки с атмосферой. Для отключения баков на них установлены винтовые краны. Для заливки топлива в дополнительный бак следует использовать выдвижную трубу с фильтром основного бака.

Топливный насос ЗИЛ

Топливный насос (рис. 22) — диафрагменный, герметичный, с рычагом для ручной подкачки топлива.

Топливный насос

Рис. 22. Топливный насос:

1 — выпускной клапан: 2 — соединительный винт; 3 — головка насоса; 4 — мембрана; 5 — ось рычага; 6 — возвратная пружина; 7 — коромысло; 8 — рычаг для ручной подкачки топлива; 9 — упорная шайба; 10 — толкатель; 11 — пружина мембраны; 12 — корпус; 13 — пластина клапана; 14 — впускной клапан; 15 — резиновая прокладка; 16 — сетчатый фильтр; 17 — штуцер для подвода топлива; 18 — крышка; 19 — штуцер для отвода топлива

При температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °С подкачку топлива необходимо осуществлять только после прогрева двигателя подогревателем.

Не следует без необходимости разбирать топливный насос во избежание появления течи между плоскостями разъема крышки, головки и корпуса. При разборке насоса нужно снять сетку и промыть ее в чистом бензине. Разбирать и собирать насос надо осторожно, чтобы не повредить диафрагму и прокладку.

При замене диафрагмы, чтобы не повредить лист прорезиненной диафрагменной ткани, необходимо осторожно завертывать гайку толкателя. Во время сборки диафрагмы следует проверить, не попали ли между тарелками и диафрагмой частицы пыли, опилки, металлическая стружка и т. д., так как это приводит к ускоренному изнашиванию диафрагмы.

При сборке головки топливного насоса с корпусом соединительные винты 2 следует затягивать, когда диафрагма занимает нижнее положение.

Топливный фильтр-отстойник ЗИЛ

Топливный фильтр-отстойник (рис. 24) установлен с левой стороны перед топливным баком. Для промывки элемента необходимо отвернуть болт 4 крышки фильтра и снять корпус 1 вместе с фильтрующим элементом. Во время разборки фильтра-отстойника важно не повредить прокладку 2, обеспечивающую герметичность соединения корпуса с крышкой.

Топливный фильтр-отстойник

Рис. 24. Топливный фильтр-отстойник:

1 — корпус фильтра-отстойника; 2 — паронитовая прокладка: 3 — топливо провод к топливному насосу; 4 — болт крышки; 5 — топливопровод от левого топливного бака; 6 — прокладка фильтрующего элемента; 7 — фильтрующий элемент; 8 — стойка фильтрующего элемента; 9 — пружина отстойника: 10 — сливная пробка; 11 — пробка; 12 — топливопровод от правого топливного бака; 13 — пластина фильтрующего элемента

При спуске грязи из отстойника следует предварительно закрыть краны топливных баков. Отвернув пробку и опорожнив отстойник, необходимо промыть его чистым бензином. Для этого надо открыть один из кранов на время, достаточное для ополаскивания отстойника, а затем завернуть пробку с прокладкой.

Фильтр тонкой очистки топлива ЗИЛ

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 23) с керамическим фильтрующим элементом и съемным пластмассовым стаканом-отстойником 5 установлен перед карбюратором. Фильтр следует периодически промывать ацетоном и продувать сжатым воздухом, подводя его изнутри элемента, для чего предварительно надо отвернуть гайку и снять стакан-отстойник. При разборке и промывке фильтра нужно осторожно обращаться с фильтрующим элементом.

Запрещается снимать фильтрующий элемент, заменять его следует только при возникновении недостаточной подачи топлива из-за засорения фильтрующего элемента, которое в нормальных условиях эксплуатации происходит после 20 … 25 тыс. км пробега.

Фильтр тонкой очистки топлива

Рис. 23. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 — отверстие для подвода топлива; 2 — корпус фильтра; 3 — отверстие для отвода топлива; 4 — прокладка корпуса; 5 — стакан-отстойник; 6 — керамический фильтрующий элемент; 7 — пружина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ
Adblock
detector