Яндекс.Метрика

Старение автомобилей КамАЗ

Виды изнашивания деталей

Виды изнашивания деталей автомобиля делятся на механические, коррозионно-механические и электроэрозионные. Детали автомобилей практически подвержены всем видам изнашивания.

Механическое изнашивание — это процесс разрушения поверхностей деталей под воздействием трения при наличии резания, царапания, деформаций, отслаивания и выкрашивания микрообъемов материалов деталей. Разновидностями механического изнашивания деталей автомобилей являются абразивное, гидро- и газоабразивное, эрозионное, усталостное.

Коррозионно-механическое изнашивание — это процесс разрушения поверхностей деталей в результате механического взаимодействия их поверхностей в химической или электролитической агрессивной среде. Коррозионно-механический износ возникает в деталях цилиндропоршневой группы вследствие выделения в цилиндрах из продуктов сгорания сернистой, серной, угольной, азотной и других кислот.

Электроэрозионное изнашивание — это процесс разрушения поверхностей деталей в результате воздействия электрических разрядов при прохождении электрического тока между двумя деталями.

В настоящее время советскими учеными открыт еще один вид износа деталей — водородный износ.

Водородное изнашивание — это процесс разрушения поверхности детали в результате выделения ионов водорода из соединений и воды при трении деталей, попадания их в микротрещины деталей и соединения ионов в молекулы водорода. При соединении ионов в молекулы происходит увеличение объема вещества. В результате этого в микротрещинах наблюдается отщепление частиц металла от детали. Механизм разрушения детали при водородном износе показан на рис. 6. Этот вид износа проявляется при трении следующих металлов: стали по бронзе; резины по стали; пластмассовых тормозных колодок по чугуну; стального вала по постели баббитового подшипника. Для уменьшения водородного износа деталей необходимо: применять смазочные материалы, исключающие образование в масле водородообразующих элементов, и вещества, поглощающие водород; правильно подбирать материалы деталей в сопряжениях.

Механизм разрушения детали при водородном износе

Рис. 6. Механизм разрушения детали при водородном износе:

а — попадание в микротрещину детали смазки, в которой имеются молекулы органических веществ; б — отделение ионов водорода от молекул органических веществ; в — соединение ионов в атомы водорода; г — расклинивающее действие образовавшихся атомов водорода в микротрещине детали в результате увеличения их объема; д — отделение частички металла от детали в результате увеличения объема образовавшихся атомов водорода

По мере увеличения пробега автомобиля детали его изнашиваются и наступает такое состояние, когда резко снижается его производительность, а затраты на его эксплуатацию возрастают. Кроме того, возрастает опасность при его движении. Такое состояние автомобиля называется предельным. Его дальнейшая эксплуатация запрещается, автомобиль или его агрегаты направляются в капитальный ремонт.

Изнашивание и дефекты деталей — Камаз

В процессе эксплуатации автомобилей в результате работы механизмов и агрегатов происходит изменение размеров, формы деталей и снижение усталостной прочности их материалов.

При хранении автомобилей детали подвержены воздействию различных физико-химических процессов, в результате которых происходит коррозия деталей, изготовленных из металлов, снижение жесткости и появление деформации, преобразование структуры и ухудшение физико-механических свойств деталей (изготовленных из резины, пластмасс), стекла и лакокрасочных покрытий.

Процесс изменения размеров и формы деталей относительно исходных называется их изнашиванием. Нарушение целостности деталей (появление трещин и деформаций), ухудшение физико-механических свойств, отклонение размеров от требований технических условий принято называть дефектами деталей.

В результате изнашивания деталей и изменения физико-механических свойств их материалов ухудшаются рабочие характеристики сопряжений и агрегатов. Такое изменение состояния автомобиля называется старением.

Процесс изнашивания деталей связан с формой поверхности, получаемой при их изготовлении, и трением при работе деталей.

После изготовления поверхности деталей не являются абсолютно ровными. При обработке деталей на их поверхности образуются микронеровности. Величина микронеровностей зависит от вида и точности обработки деталей.

Профили поверхностей деталей, получаемых при различных видах механической обработки, показаны на рис. 5.

Профили поверхностей деталей после различных видов механической обработки

Рис. 5. Профили поверхностей деталей после различных видов механической обработки:

1 — резцом; 2 — хонинговальными брусками; 3 — прокатными валками, 4 — обкаткой шариком

При работе механизмов и агрегатов детали в сопряжениях перемещаются относительно друг друга. Между ними возникает трение. Трение — это явление сопротивления относительному перемещению, возникающему между деталями в зонах их соприкосновения. При трении выделяется тепловая энергия. Трение может быть следующих видов: покоя и движения; скольжения и качения; без смазки и со смазочным материалом.

При трении (изнашивании) происходит удаление тончайших слоев металла с поверхности детали в результате ее микрорезания, смятия отдельных микронеровностей, а также из-за ее пластической деформации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ
Adblock
detector