Стартер МАЗ

Стартер (рис. 115) представляет собой электродвигатель постоянного тока с тяговым электромагнитным реле включения и выполнен заодно с приводом для введения шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика.

Основные данные стартера:

Тип

СТ103

Максимальное напряжение, в

24

Номинальная мощность, л.с.

9,5

Сила тока холостого хода при напряжении 24 в, а, не более

110

Сила тока при тормозном моменте 6 кГм, а, не более

825

Напряжение включения тягового реле, в, не более

18

Усилие щеточных пружин, кГ

1,25—1,75

Стартер СТ103

Рис. 115. Стартер СТ103:

1 — нажимная пружина щетки; 2 — задняя крышка; 3 — масленка заднего подшипника; 4 — щетка; 5 — защитный кожух коллектора и щеток; б — контактный болт; 7 — контактный диск реле; 8 — обмотки реле; 9 — якорь реле; 10 — регулировочный винт якоря; 11 — соединительная пластина; 12 — нажимный рычаг; 13 — масленка среднего подшипника; 14 — передняя крышка; 15 — масленка переднего подшипника; 16 — упорное кольцо; 17 — шестерня привода; 18 — барабан механизма привода; 19 — стакан; 20 — промежуточный фланец; 21 — обмотка возбуждения; 22 — якорь стартера; 23 — корпус

Техническое обслуживание стартера МАЗ

При ТО-1 проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты стяжных хомутов стартера.

При втором техническом обслуживании дополнительно проверить затяжку стяжных болтов стартера и при необходимости их подтянуть; проверить плотность и чистоту присоединений наконечников проводов к зажимам стартера и аккумуляторной батареи.

После гарантийного пробега автомобиля и в дальнейшем через каждое четвертое ТО-2 дополнительно к операциям, выполняемым при ТО-1 и ТО-2, проделать следующее:

  • снять стартер с двигателя;
  • снять со стартера защитную ленту, проверить состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара. При загрязнении или значительном подгаре протереть ее чистой тряпочкой, смоченной в бензине. Если грязь или подгар не устраняются, то коллектор зачистить мелкой стеклянной шкуркой. Если и при этом подгар не будет удален, то стартер разобрать и коллектор проточить на станке. Поднять поочередно все восемь пружин щеткодержателей и проверить плавность их перемещения. Щетки должны свободно и без заеданий перемещаться в щеткодержателях и не должны иметь большого износа. При заеданиях щетку необходимо вынуть, очистить от грязи и снова установить На место. Щетки с износом до высоты 14 мм следует заменить. Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям и, если затяжка ослабла, то винты следует подтянуть;
  • проверить состояние контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность реле стартера от пыли и грязи. Убедиться в свободной (с качкой) посадке контактного диска на штоке якоря реле. Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. При значительном подгаре их следует зачистить, снять неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные болты повернуть на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону;
  • проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, при необходимости подтянуть крепежные болты и вновь законтрить их замковыми шайбами;
  • продуть стартер сухим сжатым воздухом и закрыть защитной лентой щеточно-коллекторный узел;
  • проверить регулировку реле стартера, для чего к выводному зажиму обмоток реле подвести напряжение «+», а к массе стартера «—» аккумуляторной батареи. Для контроля замыкания контактов между выводом «+» аккумуляторной батареи и выводным болтом реле стартера (отсоединенным от «+» аккумуляторной батареи) подсоединить 24-вольтовую лампочку. Между шестерней 17 (см. рис. 115) и упорным кольцом 16 на валу стартера ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм.

    Реле стартера включается на номинальное напряжение 24 в, а шестерня прижимается к прокладке. При прокладке толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, лампочка не должна гореть. При прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться, а лампочка загореться. Если установлено несоответствие регулировки реле приведенным выше данным, подрегулировать реле, повернув винт 10, ввернутый в якорь 9 реле и соединенный двумя пластинами 11 с рычагом 12. При позднем замыкании контактов реле (лампочка не загорается

    при прокладке 11,7 мм) несколько вывернуть регулировочный винт из якоря реле, а при раннем замыкании (лампочка горит при прокладке 16 мм) глубже ввернуть регулировочный винт;

  • проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря. При затрудненном перемещении привода шлицы вала якоря очистить от грязи и смазать консистентной смазкой;
  • добавить в масленки стартера по 10—15 капель масла для двигателя.

Если при осмотре будет установлено, что в стартер попала грязь или дизельное топливо, то стартер разобрать, очистить все детали от грязи, дизельного топлива и вновь собрать (разборка разрешается только после 30 000 км пробега).

Читайте так же  Восстановление блоков цилиндров двигателей
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ