Яндекс.Метрика

Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах ЗИЛ

Наличие на автомобиле системы регулирования давления воздуха в шинах позволяет:

  • повышать проходимость автомобиля на труднопроходимых участках;
  • продолжать движение автомобиля до АТП без смены колеса при проколе камеры;
  • осуществлять постоянное наблюдение за давлением в шинах и снижать или повышать его при отклонении от нормы.

Схема пневматической системы автомобиля ЗИЛ

Рис. 58. Схема пневматической системы автомобиля:

1 — датчик контрольной лампы аварийного падения давления воздуха; 2 и 22 — тормозные камеры; 3 — компрессор; 4 — регулятор давления; 5 — комбинированный кран управления давлением в шинах; 6 — предохранительный клапан; 7 — стеклоочиститель; 8 — выключатель стеклоочистителя; 9 — шланг к манометру контроля давления воздуха в тормозных камерах; 10 — шланг к манометру контроля давления воздуха в пневмосистеме; 11 — кран отбора воздуха; 12 — манометр контроля давления в тормозных системах; 13 — манометр контроля давления в шинах; 14 — кран слива конденсата; 15 — электропневмоклапан; 16 — шланг управления включением переднего моста; 17 — воздушный баллон; 18 — раздаточная коробка; 19 — стояночный тормоз; 20 — трубопровод тормозной системы; 21 — трубопровод системы регулирования давления воздуха в шинах; 23 — соединительная головка; 24 — головка подвода воздуха к шине через полуось; 25 — канал подвода воздуха; 26 — шинный кран; 27 — кнопка пневматического звукового сигнала; 28 — звуковой сигнал; 29 — комбинированный тормозной кран; 30 — выключатель сигнала торможения; 31 — тормозная педаль

Кран управления давлением с клапаном-ограничителем

Рис. 59. Кран управления давлением с клапаном-ограничителем:

I — из ресивера; II — в шины; III — в атмосферу; 1 — упорная шайба; 2 — пружина клапана-ограничителя; 3 — направляющий стакан; 4 — крышка клапана; 5 — мембрана; 6 — корпус крана управления; 7 — распорное кольцо сальника; 8 — распорная втулка; 9 — сальник; 10 — золотник; 11 — направляющая золотника; 12 — замочное кольцо; 13 — контргайка; 14 — болт

Давление воздуха в шинах снижают ниже нормального только в тех случаях, когда необходимо преодолевать труднопроходимые участки пути. Не рекомендуется снижать давление в шинах без особой необходимости.

Система регулирования давления воздуха в шинах (рис. 58) состоит из комбинированного крана 5 управления давлением с клапаном-ограничителем давления; головок 24 подвода воздуха к шинам колес, шинных кранов 26 запора воздуха, манометра 13 и трубопроводов.

Кран управления давлением с клапаном-ограничителем золотникового типа (рис. 59) имеет корпус 6 с тремя отверстиями для подвода воздуха от пневматической системы к шинам колес и выпуска воздуха в атмосферу.

Золотник 10 перемещается в корпусе и уплотняется сальниками 9, поджимаемыми при помощи направляющей 11 золотника, распорными кольцами 7, распорными втулками 8.

Замочное кольцо 12 ограничивает ход золотника. Золотник соединен тягой с рычагом крана. Рычаг крана имеет три положения: правое, левое и среднее. Все три положения рычага фиксируются в прорезях кронштейна и соответствуют: правое — накачиванию шин; среднее — нейтральному положению, когда система регулирования давления разъединена с пневматической системой тормозов; левое — выпуску воздуха из шин в атмосферу.

Головка подвода воздуха

Рис. 60. Головка подвода воздуха:

1 — стопорное кольцо; 2 — эластичная манжета; 3 — пружина манжеты; 4 — корпус головки; 5 — крышка головки

При переводе рычага крана управления давлением в правое крайнее положение золотник 10 перемещается вперед, проточка на золотнике при этом устанавливается против левого сальника, и воздух через образовавшийся зазор под сальником поступает в шины (происходит накачивание шин). При переводе рычага крана управления давлением в левое крайнее положение золотник перемещается назад, проточка на золотнике при этом устанавливается напротив правого сальника, и воздух из шин выходит в атмосферу. При переводе рычага крана управления давлением в нейтральное положение проточка на золотнике находится между сальниками, т. е. в положении, исключающем как поступление воздуха из пневматической системы тормозов в шины, так и выпуск воздуха из шин в атмосферу (кран закрыт).

Установленный на кране клапан-ограничитель предназначен для разобщения системы регулирования давления воздуха в шинах и системы пневматического привода тормозов при понижении давления в последней для обеспечения необходимого запаса воздуха для надежного торможения. Если в тормозной системе давление воздуха ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), то мембрана 5 перекрывает поступление сжатого воздуха в систему регулирования давления в шинах.

Накачивание шин возможно только при давлении в ресиверах, превышающем 0,55 МПа (5,5 кгс/см2). Клапан позволяет также сохранить необходимое давление в тормозной системе при снижении давления в шинах. Клапан регулируют на указанное давление болтом 14, который закреплен на крышке 4 клапана контргайкой 13.

Перед соединением золотника 10 крана с тягой рычага управления необходимо золотник установить так, чтобы размер от отверстия в золотнике под соединительный палец до ближайшего болта был равен 54 мм.

Головка подвода воздуха (рис. 60) к шинам —разборная, установлена внутри колесных цапф полуоси и состоит из двух эластичных манжет 2 с пружинами 3, которые

обеспечивают герметичность подвижного соединения. Манжеты с пружинами монтируют в корпусе 4 головки и запирают крышками 5, прижатыми до упора в корпус головки стопорными кольцами. Из полости головки, образованной манжетами, воздух через канал в полуоси поступает к шинному крану и далее по соединительному шлангу через вентиль камеры в шину колеса (рис. 61).

Шинные краны установлены на каждом колесе. При их помощи шины могут быть отключены от системы регулирования давления в шинах. Шинный кран установлен на полуосях и закреплен болтами на полуосевых фланцах. В корпусе 4 (рис. 62) крана перемещается по резьбе пробка 1; ее наружный конец имеет квадратную головку под ключ. Пробка уплотнена сальником 3, который запирается гайкой 2. Шейка корпуса крана, входящая в гнездо полуоси, уплотняется эластичным резиновым кольцом 5.

Обслуживание системы регулирования давления воздуха в шинах заключается в проверке герметичности системы в целом и ее отдельных элементов. Особое внимание необходимо обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, где чаще всего может быть ослаблено крепление соединений.

Схема подвода воздуха к шине колеса через полуось

Рис. 61. Схема подвода воздуха к шине колеса через полуось:

1 — канал подвода воздуха; 2 — шинный кран; 3 — шланг подвода воздуха к шине; 4 — угольник; 5 — шланг подвода воздуха к полуоси; 6 — головка подвода воздуха

Шинный кран ЗИЛ

Рис. 62. Шинный кран:

1 — пробка крана; 2 — гайка; 3 — уплотнительный сальник; 4 — корпус крана; 5 — уплотнительное резиновое кольцо

Места сильной утечки воздуха могут быть определены на слух, места слабой утечки — при помощи мыльной эмульсии, которой следует смочить места предполагаемой утечки. Утечка воздуха через соединения воздухопроводов устраняется подтягиванием или сменой отдельного элемента соединения. Момент подтягивания резьбовых соединений воздухопроводов должен быть равен 60…70 Н*м (6…7 кгс*м). В исправной системе снижение давления в холодных шинах при закрытом кране управления давлением и открытых шинных кранах на колесах не должно быть более 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) за 6 ч стоянки автомобиля.

При значительных повреждениях системы регулирования воздуха в шинах шинные краны надо закрыть, а кран управления поставить в среднее положение. При повреждениях шинных кранов снять шланги, соединяющие краны с вентилями колес, а в вентили вставить золотники и закрыть вентили колпачками. В этом случае подкачивать шины необходимо, как обычно, шлангом через кран 11 отбора воздуха (см. рис. 58), а проверять давление в шинах — шинным манометром.

Запрещается отключать от системы одно или несколько колес и регулировать при этом давление в шинах остальных колес.

Работа головок подвода воздуха во многом зависит от наличия и качества смазочного материала на трущихся поверхностях манжет сальника и крышки. Поэтому при каждом снятии цапф следует обновлять смазочный материал в головках подвода воздуха.

Внутреннюю поверхность манжет сальника и крышек необходимо тщательно смазать смазочным материалом, применяемым для ступиц колес; внутренняя полость головок должна быть заполнена смазочным материалом, кроме зоны отверстия подводящего штуцера.

Следует продувать воздухопроводы и шланги системы регулирования давления воздуха в шинах. Для этого нужно освободить верхний конец воздушного шланга, идущего от шинного крана к вентилю, предварительно закрыв пробку шинного крана, спустить конденсат из воздушных баллонов, пустить двигатель и увеличить давление воздуха в пневматической системе тормозов до максимального. Каждую ветвь трубопровода следует продуть.

Шинные краны следует держать постоянно открытыми. Закрывать их надо только на длительных стоянках во избежание большой утечки воздуха из шин. Перед началом движения шинные краны необходимо открыть и подкачать шины до нормального давления.

Для того чтобы закрыть шинные краны, надо пользоваться только специальным ключом, который имеется в комплекте водительского инструмента. Короткий вороток этого ключа не позволяет прилагать излишние усилия. При исправном кране полная герметичность достигается при малом усилии завертывания крана. Попытка достичь герметичности неисправного крана увеличением усилия завертывания и применением удлинителей воротка приведет к окончательной порче крана.

Запрещается ставить кран управления давлением в шинах в положение, соответствующее накачиванию шин при закрытых шинных кранах, так как при этом может быть поврежден шинный манометр.

Переводить кран управления в положение, соответствующее накачиванию шин, следует плавным движением (особенно при небольшом давлении в шинах колес) для того, чтобы резкое повышение давления в воздухопроводах не привело к повреждению шинного манометра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ
Adblock
detector