Автомобиль ЗИЛ-131НА

Автомобиль ЗИЛ-131НА отличается от автомобиля ЗИЛ-131Н тем, что на нем вместо экранированного и герметичного электрооборудования двигателя и герметичных осветительных приборов установлены более простое в обслуживании неэкранированное электрооборудование, контактно-транзисторная система зажигания, генератор переменного тока, полупроводниковый регулятор напряжения и обычные осветительные приборы. Комплект специализированного дополнительного оборудования на автомобиле ЗИЛ-131НА по сравнению с автомобилем ЗИЛ-131H уменьшен.

Число мест на грузовой платформе автомобиля — 16 (вместо 24 на автомобиле ЗИЛ-131Н).

Максимальная глубина преодолеваемого брода 0,9 м (вместо 1,4 м для автомобиля ЗИЛ-131Н). Кран отключения вентиляции картера двигателя на автомобиле не устанавливают.

На автомобиле в отличие от автомобиля ЗИЛ-131Н не устанавливают:

  • дополнительную среднюю скамейку на платформе и ограждение заднего борта;
  • детали для крепления дополнительного оборудования в кабине;
  • задние световозвращатели;
  • детали для укладки и крепления ящика с комплектом ночного вождения автомобиля;
  • детали для укладки и крепления жесткого буксира; аптечку и детали для ее укладки и крепления; крепления бачка для питьевой воды; дополнительный бачок для специальной жидкости и детали для его укладки и крепления, брезентовое ведро.

Средства подавления радиопомех, управляемая фара, сигнализация из платформы в кабину, штепсельная розетка питания приемника на автомобиле ЗИЛ-131НА отсутствуют.

Воздушный фильтр ВМ-21 (рис.98) — инерционномасляный с двухступенчатой очисткой воздуха.

Воздушный фильтр необходимо периодически чистить и заправлять вновь маслом в соответствии с картой смазывания. Для чистки воздушный фильтр надо разобрать, отвернув вначале винт, а затем гайку-барашек. При чистке все детали фильтра следует тщательно промыть в бензине или керосине. Фильтрующий элемент после промывки нужно смочить в масле, перед установкой элемента на место лишнее масло должно стечь с него.

Масло заливают в ванну до горизонтальных отметок, выштампованных на стенке ванны. Если уровень масла в ванне фильтра выше установленного нормой, то избыточное масло будет унесено потоком воздуха в двигатель, что недопустимо. Для смазывания фильтрующего элемента и заправки масляной ванны фильтра применяют то же масло, что и для смазывания двигателя.

Работа двигателя без фильтров или с фильтром без масла недопустима. Следует помнить, что срок службы двигателя в значительной степени зависит от правильной работы воздушного фильтра, а следовательно, и от своевременной его очистки и заправки.

Воздушный фильтр ВМ-21

Рис. 98. Воздушный фильтр ВМ-21:

1 и 11 — переходники; 2 — корпус; 3 — отражатель; 4, 5, 10 и 13 — уплотнительные прокладки; 6 — фильтрующие элементы; 7 — шпилька; 8 — гайка-барашек; 9 — винт; 12 — патрубок отвода воздуха в компрессор; 14 — кольцевая щель; 15 — кольцевое окно

Воздух к фильтру подводится через воздушный канал в капоте двигателя, с которым фильтр соединен гофрированным патрубком. При получении в запасные части двигателей с новыми фильтрами для автомобилей ЗИЛ-131А и ЗИЛ-131АС старого выпуска их установка на автомобили требует доработки усилителя капота: старое боковое отверстие под фильтр ВПМ-3 должно быть заглушено, а в центральной подштамповке под установку фильтра ВМ-21 нужно сделать отверстие диаметром не менее 80 мм.

Система электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131НА однопроводная: с корпусом (массой) автомобиля соединены отрицательные выводы источников тока.

Генератор — переменного тока 32.3701. Ниже приведены основные технические данные.

Номинальное напряжение, В…..14

Начальная частота вращения якоря, при которой достигается напряжение 12,5 В, мин^-1 (не более) при силе тока нагрузки, равной:

нулю…..900

40 А…..2000

Сила тока, А…..60

Генератор устанавливают на автомобиле в комплекте с полупроводниковым регулятором напряжения 201.3702. На генераторе имеются следующие выводы: «+» для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой; Ш — для соединения с выводом Ш регулятора напряжения; «—» для соединения с корпусом регулятора напряжения.

Обслуживание генератора, проверка выпрямительного блока, основные неисправности и способы их устранения даны в разделе «Электрооборудование».

Регулятор напряжения — бесконтактный, на полупроводниковых приборах. Во время эксплуатации он не требует каких-либо регулировок, и вскрывать его не следует.

Необходимо постоянно следить за чистотой поверхности корпуса регулятора и надежностью соединения его штепсельного разъема. Маркировка выводов регулятора нанесена на торце изолятора штепсельного разъема. При обнаружении неисправности в регуляторе напряжения регулятор заменить.

Аккумуляторная батарея имеет обычные пробки, используемые на автомобиле ЗИЛ-431410, а не гидростатические.

Система зажигания включает катушку зажигания Б114-Б, распределитель 46.3706 (при использовании головок цилиндров 130-1003012-Б, степень сжатия для которых равна 6,5, устанавливается распределитель Р137) с центробежным и вакуумным регуляторами, транзисторный коммутатор ТК102-А добавочный двухсекционный резистор СЭ107, провода высокого напряжения свечи, а также выключатель зажигания. Зажигание — батарейное, контактно-транзисторное. Схема зажигания показана на рис. 99.

Катушка зажигания установлена под капотом на переднем щите кабины. Катушка имеет два выводных зажима обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за плотностью присоединения проводов к зажимам и правильностью их подсоединения. К зажиму «К» надо подсоединить провода от одноименных выводов коммутатора и добавочного резистора, к выводу без маркировки — провод от коммутатора.

Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо.

Схема контактно-транзисторной системы зажигания - ЗИЛ

Рис. 99. Схема контактно-транзисторной системы зажигания — ЗИЛ:

1 — транзисторный коммутатор; 2 — катушка зажигания; 3 — свеча зажигания; 4 — распределитель; 5 — резистор; 6 — выключатель зажигания; 7 — аккумуляторная батарея; VT1 — германиевый транзистор

Читайте так же  Слив охлаждающей жидкости из систем охлаждения и отопления

Добавочный резистор, состоящий из двух последовательно соединенных резисторов, установлен рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером один из резисторов последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, в результате чего напряжение в момент пуска увеличивается.

Необходимо следить за правильностью присоединения проводов к зажимам добавочного резистора, к зажиму ВК присоединяют провод от стартера, к зажиму ВК-Б — провод от выключателя зажигания, а к зажиму К — провод от вывода катушки зажигания.

Распределитель имеет центробежный регулятор для автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и вакуумный регулятор для автоматического изменения угла опережения в зависимости от разряжения во впускном газопроводе. Для плавной регулировки угла опережения поворотом корпуса распределителя имеется октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена винтом к корпусу распределителя, а вторая — двумя болтами к корпусу привода.

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса распределителя. Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора.

В контактно-транзисторной системе зажигания через контакты прерывателя проходит только ток управления транзистора, а не полный ток катушки зажигания, благодаря чему полностью устраняются подгорание и эрозия контактов, и зачищать их не требуется. Следует особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как сила тока, проходящего через них, весьма мала и при контактах, покрытых пленкой масла или окиси, не сможет пробить пленку.

При замасливании контактов необходимо промывать их чистым бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то контакты надо «засветлить», т. е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием, не допуская съема металла, так как это сокращает срок службы контактов.

Провода высокого напряжения марки ПВВП, идущие от распределителя к свечам, имеют изоляцию из поливинилового пластика и металлическую жилу. Подсоединение проводов к свечам осуществляется посредством наконечников типа СЭ110, в которых установлены резисторы.

Свечи зажигания А11-1 — неразборные, с резьбой М14Х1,25 мм.

Не следует допускать продолжительной работы двигателя на режиме холостого хода с малой частотой вращения коленчатого вала и длительного движения автомобиля с небольшой скоростью на пятой передаче, так как при этом юбка изолятора свечи покрывается копотью, возникают перебои в работе (при последующих пусках холодного двигателя) и увлажняется загрязненная поверхность изолятора.

При закопченных свечах (когда на юбках изолятора копоть сухая) пуск холодного двигателя затрудняется; при увлажненной топливом поверхности изолятора пуск двигателя невозможен.

Исправная работа свечей в большой степени зависит от теплового состояния двигателя. При низкой температуре воздуха двигатель надо утеплять (использовать утеплительный капот, закрывать жалюзи радиатора). После пуска холодного двигателя не следует сразу трогать автомобиль с места, так как при недостаточном прогреве свечей могут появиться перебои в их работе.

При движении автомобиля после продолжительной стоянки перед переходом на высшие передачи необходимо использовать режим длительного разгона.

Свечи могут работать с перебоями также в тех случаях, когда не соблюдают правила пуска двигателя или когда во время движения допускают обогащение рабочей смеси топливом при прикрытии воздушной заслонки карбюратора.

При появлении перебоев в работе свечей надо прочистить их и проверить зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,85 … 1 мм (при эксплуатации зимой зазор рекомендуется уменьшать до 0,6 … 0,7 мм). Чтобы отрегулировать зазор между электродами, надо подгибать только боковой электрод. При подгибании центрального электрода разрушается изолятор свечи.

Если электроды свечи сильно обгорели, желательно опилить их надфилем для получения острых кромок, так как при наличии острых кромок заметно снижается напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка свечи.

Неисправная работа свечей — одна из причин разжижения масла в картере двигателя. При обнаружении разжижения масла необходимо его сменить, проверить свечи и устранить неисправность.

В сроки, указанные в разд. «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо выполнять следующее.

1. Проверять крепление проводов к приборам зажигания.

2. Очищать от грязи и масла поверхности распределителя, катушки зажигания, свечей, проводов и особенно все зажимы проводов.

3. Тщательно следить за чистотой внутренней и внешней поверхности крышки распределителя, так как на выходе контактно-транзисторной системы зажигания создается более высокое вторичное напряжение, чем на выходе стандартной системы. Следует протирать чистой тряпкой, смоченной в бензине, крышку (снаружи и внутри), электроды крышки, ротор и пластину прерывателя.

4. Проверять и, если требуется, регулировать зазор между контактами прерывателя, который должен быть в пределах 0,3 … 0,4 мм.

Во избежание поломки ребер, центрирующих крышку распределителя в корпусе, при снятии крышки нужно освободить обе пружинные защелки, крепящие крышку. Крышку нельзя закреплять в перекошенном положении.

5. Заливать (в сроки, указанные в карте смазывания) во втулку кулачка, в ось рычага прерывателя и на фильц кулачка масло, применяемое для двигателя. Для смазывания вала распределителя проворачивать крышку колпачковой масленки, заполненной пластичным смазочным материалом, на пол-оборота.

Читайте так же  Назначение и конструктивные особенности электрооборудования автомобилей КамАЗ

Обильно смазывать втулку, кулачок и ось рычага прерывателя не следует, так как в этом случае возможно забрызгивание контактов маслом, что вызывает образование нагара на контактах и перебои в зажигании.

6. Через одно ТО-2 или в случае возникновения перебоев в работе зажигания осмотреть свечи; при наличии нагара очистить их, проверить и отрегулировать зазоры между электродами, подгибая боковой электрод.

При ввертывании свечей в те гнезда, доступ к которым ограничен, для облегчения правильной установки резьбовой части целесообразно использовать ключ. Для этого свечу вставляют в ключ и слегка заклинивают кусочком дерева (спичкой), чтобы она не выпадала. После того как свеча будет ввернута в гнездо и затянута, ключ снимают с нее. Момент затяжки свечи 32 … 38 Н*м (3,2 … 3,8 кгс*м).

7. По мере надобности протирать пластмассовую крышку катушки и сребренную поверхность корпуса коммутатора, так как катушка зажигания, добавочный резистор, транзисторный коммутатор не нуждаются в специальном обслуживании, в процессе эксплуатации. Следить за исправностью проводки и надежностью крепления наконечников к зажимам катушки, резистора и коммутатора.

8. Проверять надежность фиксации проводов высокого напряжения в гнездах крышек распределителя и катушки зажигания, особенно центрального провода, идущего от катушки к распределителю.

При возникновении каких-либо неисправностей в работе системы зажигания нельзя пытаться менять местами провода, присоединенные к коммутатору или резистору.

В момент пуска двигателя одна из секций добавочного резистора замыкается накоротко, так как питание к коммутатору подается в это время по проводу, соединяющему вывод КЗ тягового реле стартера со средним выводом ВК добавочного резистора. Этим компенсируется снижение напряжения на аккумуляторной батарее во время пуска двигателя из-за разряда ее током большой силы (снижение напряжения особенно заметно зимой, при пуске непрогретого двигателя).

В случае короткого замыкания в проводе или при неисправности контактной системы тягового реле через одну из секций резистора СЭ107 протекает ток большой силы; резистор перегревается и может перегореть.

Если резистор или его вывод ВК сильно перегреваются, надо отсоединить провод от резистора и изолировать наконечник этого провода изоляционной лентой. Обратно провод можно присоединить только после тщательной проверки всей цепи и устранения неисправности.

Если резистор СЭ107 (или одна из его секций) перегорел, нельзя допускать движения автомобиля о перемычкой, замыкающей накоротко сгоревшую часть резистора, так как в этом случае выйдет из строя транзисторный коммутатор.

Из-за большого вторичного напряжения, развиваемого контактно-транзисторной системой зажигания, увеличение зазора в свечах (даже до 2 мм) не вызывает перебоев зажигания.

Однако в этом случае изоляционные детали высокого напряжения системы (крышка распределителя и катушки зажигания, изоляция вторичной обмотки катушки и т. п.) оказываются длительное время под воздействием повышенного напряжения и преждевременно выходят из строя. Поэтому необходимо проверить и в случае необходимости отрегулировать зазоры в свечах.

Предупреждения.

1. Нельзя оставлять зажигание включенным при неработающем двигателе.

2. Не следует разбирать транзисторный коммутатор.

3. Нельзя менять местами провода, подключенные к коммутатору или резистору.

4. Нельзя замыкать накоротко резистор или его части перемычкой.

Разметка экрана для регулировки света фар ФГ122ГВ с асимметричным светораспределением ближнего света

Рис. 100. Разметка экрана для регулировки света фар ФГ122ГВ с асимметричным светораспределением ближнего света:

h — высота центра фар; I — линия оси автомобиля; II и III — линии центров соответственно правой и левой фар

5. Следует поддерживать нормальный зазор в свечах зажигания. —

6. Необходимо следить за правильной полярностью включения аккумуляторной батареи на автомобиле.

Установку зажигания (при установке распределителя Р137 с головками 130-1003012-Б метку шкива нужно совместить с риской цифры 9 на указателе установки момента зажигания) следует проводить по методу, изложенному в разделе «Электрооборудование»; кроме того, необходимо:

  • снять крышку с распределителя, устранить зазоры в цепи привода распределителя (взявшись за бегунок, повернуть против часовой стрелки до упора вал распределителя), включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до появления искры между массой и концом центрального провода, соединяющего катушку зажигания с массой (зазор между концами провода и массой должен быть 2 … 3 мм). При таком положении корпуса распределителя следует затянуть болт крепления пластины к распределителю;
  • проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1-5-4-2-6-3-7-8).

Перед установкой зажигания проверить и, если требуется, отрегулировать зазор между контактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской 0 на нижней пластине.

Стартер СТ-130-АЗ.

Фары ФГ122ГВ с лампами А12-45 + 40. Для регулировки фар с асимметричным светораспределением ближнего света установить автомобиль (без нагрузки и с нормальным давлением воздуха в шинах) на горизонтальной площадке на расстоянии 10 м от стены или вертикального экрана, размещенного в тени. Экран разметить, как показано на рис. 100.

Включить ближний свет фар и с помощью винтов вертикальной и горизонтальной регулировки установить оптические элементы таким образом, чтобы:

  • горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участков совпадала с линией А—А;
  • наклонные ограничительные линии, направленные вверх под углом 15°, исходили из точек 0—0, а максимальное смещение вершины угла от точки 0 к краям экрана не превышало ±50 мм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ