При сезонном обслуживании перед зимней эксплуатацией рекомендуется выполнять следующие работы:
после замены летнего топлива удалить его остатки из топливной системы;
освободить топливопроводы электрофакельного устройства от летнего топлива;
промыть в чистом бензине и продуть сжатым воздухом фильтр и жиклёр свечей;
при наличии отложений на сетке и защитной гильзе промыть их в чистом бензине и продуть сжатым воздухом через топливоподводящий штуцер, предварительно вынув фильтр и жиклёр;
проверить техническое состояние электрофакельного устройства: при первом сезонном обслуживании в полном объеме, а при последующих — в соответствии с пп. 1, 2, 4, 6 и 7 методики проверки технического состояния.
Проверка технического состояния осуществляется при степени разряженности аккумуляторных батарей не более 25 %.
Проверку на автомобиле выполняют два работника в такой последовательности.
1. Проверить исправность контрольной лампы электрофакельного устройства.
2. Включить устройство и проверить силу тока, потребляемого свечами, по отклонению стрелки амперметра. Положение стрелки около отметки 30 свидетельствует о исправном состоянии нагревателей свечей.
Одновременно определить время отмомента включения устройства до загорания контрольной лампы. Для первого включения оно должно составлять при положительной температуре воздуха 50—70 с, а при отрицательной 70—110 с.
Примечание. При повторном включении электрофакельного устройства время до загорания контрольной лампы сокращается, поэтому для получения достоверного значения надо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха.
3. Определить время, в течение которого контакты термореле удерживаются в замкнутом состоянии (продолжительность горения контрольной лампы) при включении стартера. Для этого предварительно разорвать цепь включения тягового реле стартера, отсоединив любой провод от клеммы К дополнительного реле стартера РС530 (см. электрическую схему). Затем включить электрофакельное устройство и после загорания контрольной лампы повернуть ключ выключателя приборов и стартера по часовой стрелке до упора, удерживая кнопку устройства во включенном положении.
Продолжительность горения контрольной лампы после поворота ключа в крайнее правое положение должна быть не менее 45 с при температуре окружающего воздуха 15—25 °С и не менее 20 с при отрицательных температурах окружающего воздуха до —30 °С.
Несоответствие времени удержания контактов термореле в замкнутом состоянии может привести к неудачной попытке пуска из-за преждевременного прекращения поступления топлива к свечам во время стартования.
4. Проверить наличие факела во впускных трубопроводах. Для этого вывернуть по одной консервационной пробке из каждого трубопровода, включить электрофакельное устройство и после загорания контрольной лампы осуществить пуск стартером. В отверстиях из-под пробок должен наблюдаться факел пламени. Наличие факела свидетельствует о работоспособном состоянии электрофакельного устройства.
Примечание. При температуре воздуха —5 °С и выше, а также при теплом двигателе рукоятку останова двигателя установить в положение «Выключено» (для предотвращения срыва факела при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя).
5. При отсутствии факела проверить герметичность топливной системы электрофакельного устройства и пропускную способность свечи по топливу. Для проверки герметичности топливной системы устройства отвернуть топливопровод от свечи и прокачать ручным топливоподкачивающим насосом. Примерно через 1 мин открыть электромагнитный клапан, подав напряжение на штекер клапана. Открытие клапана сопровождается характерным щелчком, свидетельствующим о его работоспособности. При герметичной топливной системе из отсоединенного топливопровода должна появиться струя топлива.
Для открытия клапана рекомендуется создать напряжение, подсоединив один конец провода к клемме «+» генератора или клемме питающего провода (белый) дублирующего выключателя, а второй — к штекеру клапана. «Масса» аккумуляторных батарей при этом должна быть включена.
6. Определить работоспособность реле отключения обмотки возбуждения генератора:
при выключенном двигателе включить электрофакельное устройство и пустить двигатель. Стрелка амперметра при изменении частоты вращения двигателя во всем диапазоне должна показать разрядный ток около отметки 30. Остановить двигатель и только после этого отпустить кнопку электрофакельного устройства. Вновь пустить двигатель и убедиться, что генератор дает зарядный ток.
7. Определить работоспособность реле, шунтирующего термореле при включении стартера:
отсоединить любой провод от клеммы К дополнительного реле стартера РС530 (см. схему электрооборудования);
включить электрофакельное устройство и 2—3 раза повернуть ключ выключателя приборов и стартера в крайнее правое положение. При исправном реле должны быть слышны характерные щелчки;
выключить электрофакельное устройство и присоединить провод к клемме К дополнительного реле стартера.
8. При необходимости в специальной мастерской определить пропускную способность по топливу и силу потребляемого, свечой тока.
Возможные неисправности электрофакельного устройства и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Стрелка амперметра зашкаливает
Замыкание свечи на массу |
Отсоединить провод с клеммы левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включить электрофакельное устройство. При зашкаливании стрелки отсоединить провод с клеммы правой свечи. Отсутствие зашкаливания стрелки указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После замыкания свечей рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводки, работоспособность термореле и реле блокировки отключения массы батарей, а если замыкание произошло при пуске стартером, работоспособность шунтирующего реле |
Замыкание спирали термореле |
Если свечи исправны, отсоединить провод, который соединен с кнопкой включения злектрофакельного устройства, от клеммы термореле. Отсутствие зашкаливания стрелки при повторном включении устройства указывает на замыкание спирали термореле. Заменить термореле |
Стрелка амперметра не отклоняется
Перегорание спирали термореле |
Включить электрофакельное устройство и проверить напряжение на клеммах термореле. Отсутствие напряжения на клемме со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другой клемме свидетельствует о перегорании спирали. Заменить термореле. |
Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи |
Включить ЗФУ и проверить наличие напряжения на клеммах каждого изделия ЭФУ, начиная со штифтовых свечей. Наличие напряжения на клемме правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Заменить свечи и восстановить контакт |
Стрелка амперметра показывает вдвое меньшую силу тока разряда (находится между отметками 30 и 0)
Перегорание одной из свечей |
Заменить обе свечи |
Отсутствует факел, в отверстие из-под пробки выходят пары топлива.
Недостаточная темпера тура нагревателя свечи |
1. Проверить время до загорания контрольной лампы. Заменить неисправное термореле 2. Проверить состояние батарей, плотность контактов клеммовых соединений. При необходимости батареи зарядить, соединения подтянуть 3. Проверить силу тока, потребляемого свечой. Заменить неисправную свечу. |
Понижение пропускной способности свечи |
Промыть в чистом бензине и продуть сжатым воздухом фильтр и жиклер свечи. Проверить пропускную способность. Заменить неисправную свечу |
Отсутствуют факел и пары топлива.
Негерметичность топливной системы электрофакельного устройства |
Проверить герметичность. Устранить неисправность |
Непрохождение топлива через свечи |
Проверить прохождение топлива через свечи. Промыть в чистом бензине и продуть сжатым воздухом фильтр и жиклер свечи |