Генератор МАЗ

На автомобиле установлен генератор переменного тока Г271 с реле-регулятором РР127.

Генератор Г271 (рис. 109) является трехфазной синхронной электрической машиной с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямительным блоком.

Генератор Г271

Рис. 109. Генератор Г271:

1 — крышка подшипника; 2 и 14 — шариковые подшипники; 3 — щеткодержатель; 4 — щетки; 5 — статор; 6 — ротор; 7 — крышка со стороны привода; 8 — вентилятор; 9 — упорная втулка; 10 — шпонка; 11 — шкив; 12 — гайка шкива; 13 — стяжные винты; 15 — крышка; 16 — выводной зажим выпрямительного блока; 17 — выпрямительный блок

Статор 5 набран из пластин, изготовленных из электротехнической стали, имеет изнутри 18 равномерно расположенных по окружности пазов, в которых помещена трехфазная, соединенная по схеме «звезда» обмотка. В каждой фазе имеется шесть непрерывно намотанных катушек, каждая катушка состоит из 20 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,16/1,27 мм (в числителе указан диаметр провода из меди, в знаменателе диаметр с изоляцией).

Ротор 6 состоит из катушки возбуждения, намотанной на стальную втулку, к торцам которой примыкают два клювообразных полюса, образующих 12-полюсную магнитную систему. Втулка и клювообразные полюсы ротора закреплены на валу посредством прессовой посадки. На вал напрессованы контактные кольца, к которым припаяны выводы обмотки возбуждения. Обмотка возбуждения намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,51/0,53 мм и имеет 1490 витков.

Основные данные генератора:

Номинальная мощность, вт

500

Номинальное напряжение, в

24

Номинальный выпрямительный ток, а

20

Ток самоограничения при 5000 об/мин, а

30±5

Начальные обороты возбуждения в холодном состоянии при напряжении 25 в и независимом возбуждении в минуту:

при токе нагрузки, равном нулю

не более 1050

» 20 а

2100

Ток возбуждения, а

1,0±0,2

Усиление щеточных пружин, Г

180—260

Сопротивление обмотки возбуждения при 20°С, ом

24,4

Крышка 15 со стороны контактных колец отлита из алюминиевого сплава; в крышке установлен шариковый подшипник 2 с двусторонним уплотнением типа 180502 (ГОСТ 8882—58). На крышке двумя винтами закреплен щеткодержатель 3, в направляющих отверстиях которого находятся две щетки 4 прямоугольного сечения, изготовленные из материала марки Ml. Внутри крышки укреплен выпрямительный блок 17 типа ВБГ-1.

На крышке расположены выводы «+», «Ш» и «—», которые служат для подсоединения проводов.

Крышка 7 со стороны привода отлита из алюминиевого сплава; в крышке установлен шариковый подшипник 14 с двусторонним уплотнением типа 180603 (ГОСТ 8882—58). Посадочное место под шариковый подшипник армировано стальной втулкой.

Крышка имеет два резьбовых отверстия, предназначенных для съема крышки с вала ротора при разборке генератора.

Ремонт генератора МАЗ

Порядок разборки генератора следующий:

  • отвернуть два винта крепления щеткодержателя 3 (см. рис. 109) к крышке и вынуть щеткодержатель;
  • отвернуть три винта крепления крышки 1 шарикового подшипника;
  • отвернуть четыре стяжных винта 13;
  • снять крышку 15 со стороны контактных колец вместе со статором, при необходимости крышку снять съемником;
  • отсоединить фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока;
  • отвернуть гайку 12 крепления шкива, предварительно зажав ротор в тисках за один из полюсов, или придерживая его гаечным ключом;
  • снять шкив 11;
  • снять вентилятор 8, выбить шпонку 10, снять упорную втулку 9;
  • с помощью съемника снять крышку 7 со стороны привода с вала ротора вместе с шариковым подшипником 14, используя резьбовые отверстия в крышке.
Читайте так же  Камское объединение по производству большегрузных автомобилей

Собирают генератор в обратном порядке.

Перед сборкой генератора проверить исправность выпрямительного блока 17 постоянным током напряжением 12—24 в согласно схеме, приведенной на рис. 112 (А, Б). Выпрямитель ВБГ-1 состоит из трех моноблоков. Каждый моноблок содержит два выпрямительных «р—n» перехода. Проверять следует каждый выпрямительный «р-n» переход.

Схема проверки выпрямительного блока МАЗ

Рис. 112. Схема проверки выпрямительного блока МАЗ:

1 — аккумуляторная батарея; 2 — контрольная лампа; 3 — сдвоенный переключатель; 4 — шина «минус» выпрямительного блока; 5 — «p-n» переход; 6 — моноблок выпрямительного блока с двумя переходами; 7 — средняя точка моноблока; 8 — выпрямительный блок; 9 — шина «плюс» выпрямительного блока

Схема включения генератора и регулятора МАЗ

Рис. 113. Схема включения генератора и регулятора МАЗ:

1 — генератор; 2 — выпрямительный блок генератора; 3 — плавкий предохранитель (30 а) в цепи заряда аккумуляторных батарей; 4 — плавкий предохранитель (6 а) в цепи возбуждения генератора; 5 — регулятор; 6 — выравнивающая обмотка регулятора напряжения; 7 — шунтовая обмотка регулятора напряжения; 8 — дополнительные резисторы; в — амперметр; 10 — аккумуляторные батареи; 11 — включатель массы; 12 — статор генератора; 13 — обмотка возбуждения генератора

Для проверки выпрямительных «р—n» переходов, соединенных с плюсовой шиной выпрямительного блока, собирают схему, показанную на рис. 112, А, а для проверки «р—n» переходов, соединенных с минусовой шиной выпрямительного блока, — на рис. 112, Б.

Выпрямительный переход «р—n» исправен, если контрольная лампа 2 горит в положении I переключателя 3 и гаснет в положении II. При пробое «р—n» перехода лампочка горит в обоих положениях переключателя, при обрыве «р—n» перехода лампочка не горит в обоих положениях.

Проверка «р—n» переходов напряжением от сети переменного тока не допускается.

Техническое обслуживание генератора МАЗ

После пуска двигателя, когда батарея несколько разряжена стартером, проверить работу генераторов. На средних оборотах коленчатого вала двигателя генератор должен давать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления степени заряда батареи. При исправной и полностью заряженной батарее (даже при отключении всех потребителей) отсутствие зарядного тока или малая сила зарядного тока не свидетельствуют о неисправности генератора.

При каждом ТО-1 проверять надежность крепления генератора к двигателю, крепление шкива генератора, натяжение ремня привода и подсоединение проводов к генератору и реле-регулятору.

При необходимости — очистить места присоединения проводов и подтянуть контактные части генератора и реле-регулятора. После первых 50 000 км пробега и в дальнейшем при каждом ТО-2 проделать следующее:

  • снять генератор с двигателя, очистить его от пыли и грязи (перед снятием генератора с двигателя во избежание коротких замыканий отключить массу от батареи при помощи включателя);
  • проверить высоту щеток, которая должна составлять 8 мм от пружины до основания щетки. Если износ щеток превышает 0,5 мм по диаметру, их следует заменить, разобрав генератор и проскочив контактные кольца. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец — 29,3 мм;
  • внимательно осмотреть шариковые подшипники и при обнаружении повреждений (заедании, ненормальном шуме) заменить их;
  • при сильном загрязнении выпрямительного блока очистить его от пыли и грязи продувкой сжатым воздухом.
Читайте так же  Восстановление деталей газораспределительного механизма

В процессе эксплуатации может возникнуть необходимость проверки работы генератора непосредственно на автомобиле или на стенде с приводом, позволяющим изменять число оборотов вала генератора от 0 до 5000 о6/мин.

Для этого к выводному зажиму генератора «+» присоединяют нагрузочный реостат, амперметр и вольтметр, как показано на рис. 110. Обмотка возбуждения питается от источника постоянного тока (например, аккумуляторной батареи). На автомобиле регулятор отключается. Ток возбуждения при этом должен быть равен 1,00±0,2 а.

При проверке генератора обороты коленчатого вала двигателя на автомобиле или стенде требуется увеличивать, чтобы напряжение генератора не превышало 25 в во избежание пробоя кремниевых выпрямителей. Обороты вала генератора указаны выше — в основных данных.

Проверять работу генератора замыканием выводных зажимов «+», «—» и «Ш» на массу недопустимо.

При проверке генератора на автомобиле пересоединять провода и подключать для проверки приборы необходимо при отключенном выключателе массы.

При установке генератора на автомобиль между кронштейном 6 (рис. 111) двигателя и лапами генератора не должно быть зазора.

При установке генератора и в процессе эксплуатации контролировать и регулировать натяжение ремня, так как слишком сильное натяжение ремня увеличивает нагрузку на подшипники и приводит к преждевременному их износу, а слабое натяжение ремня ухудшает зарядку аккумуляторных батарей и вызывает колебания величины тока, отдаваемого генератором. Правильно натянутый ремень привода генератора от усилия 3 кГ, приложенного к середине ветви ремня, должен иметь прогиб 10—15 мм.

Схема проверки генераторной установки МАЗ

Рис. 110. Схема проверки генераторной установки МАЗ:

1 — амперметр на 30 а; 2 — вольтметр на 30—40 в; 3 — реостат; 4 — амперметр на 3 а; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — генератор

Крепление генератора МАЗ

Рис. 111. Крепление генератора МАЗ:

1 — болт; 2 — шайба пружинная; 3 — гайка; 4 — регулировочная втулка; 5 — контргайка; 6 — кронштейн крепления генератора

Натяжение ремня привода генератора регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления. При регулировке натяжения ослабить болты крепления лап генератора и болт крепления планки генератора. После регулировки затянуть болт планки, болт крепления передней лапы генератора и контргайку болта крепления задней лапы генератора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ