Генератор ЗИЛ

На автомобиле установлен генератор переменного тока (рис. 80). При установке генератора необходимо соблюдать такую последовательность: затянуть болты крепления кронштейна генератора и натяжной планки к передней крышке генератора; затянуть гайку пальца крепления генератора к задней крышке; установить требуемое натяжение приводного ремня и затянуть болт крепления натяжной планки к кронштейну компрессора; затянуть стяжной болт пальца в кронштейне генератора последним.

На генераторе имеются выводы «+» для соединения с батареей и нагрузкой; Ш для соединения с выводом Ш и «+» регулятора напряжения (вывод Ш выполнен в виде штекерного разъема в щеткодержателе); «—» для соединения с корпусом регулятора напряжения. Натяжение приводного ремня регулируется с таким расчетом, чтобы при нажатии на середину ремня с усилием 40 Н (4 кгс) прогиб его был в пределах 8 … 14 мм (см. рис. 32).

Схема проверки натяжения приводных ремней

Рис. 32. Схема проверки натяжения приводных ремней:

1 по 5 — шкивы соответственно коленчатого вала, генератора, компрессора, жидкостного насоса и вентилятора, насоса гидроусилителя рулевого управления

Провода к выводам генератора, регулятора и аккумуляторной батареи присоединяют в строгом соответствии со схемой электрооборудования. Неправильное присоединение проводов может привести к выходу из строя изделий электрооборудования.

Предупреждения. Для отсоединения провода от щеткодержателя следует тянуть только за соединительную колодку, а не за провода.

Отсоединять и присоединять провода к генератору следует только при отключенной аккумуляторной батарее.

Исправная работа генератора и регулятора может быть обеспечена только при условии хорошего контакта в цепи между корпусом генератора и регулятором.

Колодку разъема в щеткодержателе надо фиксировать до щелчка.

Запрещается даже кратковременно замыкать между собой выводы генератора.

Для обеспечения надежной и безотказной работы генератора необходимо содержать генератор в чистоте и выполнять следующие правила технического обслуживания.

Читайте так же  Техническая характеристика прицепа ГКБ-8350 и полуприцепов ОдАЗ-9370 и ОдАЗ-9770

Ежедневно перед выездом после пуска двигателя, когда аккумуляторная батарея несколько разряжена стартером, надо проверить работу генератора по показанию указателя тока. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя указатель тока должен показывать заряд, величина которого должна снижаться по мере восстановления емкости аккумуляторной батареи. Если аккумуляторная батарея исправна и полностью заряжена, то стрелка указателя тока не отклоняется вправо, и это не свидетельствует о неисправности генератора.

При сезонном обслуживании после первых 150 тыс. км пробега, а в дальнейшем при четвертом ТО-2 необходимо: снять генератор с автомобиля, продуть его для удаления пыли, проверить состояние щеточного узла. Для этого надо отвернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке и вынуть щеткодержатель. Проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателе и высоту щеток. Высота щеток должна быть не менее 7 мм.

Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, их следует проточить. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,8 мм.

Предупреждение. Ремонт, разборку и сборку генератора следует выполнять в специализированной мастерской.

В процессе эксплуатации генератор смазывать не требуется. В случае обнаружения заедания или сильного шума в подшипниках их следует заменить.

Для разборки генератора необходимо выполнить следующие операции:

  • отвернуть винты крепления и снять щеткодержатели со щетками;
  • отвернуть стяжные винты и снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
  • отвернуть гайки крепления фазных выводов к выпрямительному блоку, отделить статор от крышки;
  • отвернуть гайку плюсового вывода, винты крепления выпрямительного блока к крышке и отделить блок;
  • отвернуть гайку крепления шкива, снять шкив и вентилятор;
  • выбить шпонку и снять упорную втулку;
  • снять крышку со стороны привода с вала ротора.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Для проверки блок необходимо отсоединить от генератора. Проверка блока проводится при попеременном подключении через контрольную лампу выводов аккумуляторной батареи к выводам каждого диода.

Читайте так же  Автомобиль ЗИЛ-131НА

Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только в одном направлении, следовательно, контрольная лампа должна гореть только при включении ее в проводящем направлении каждого типа диодов выпрямительного блока. Если при включении ее в обоих направлениях, т. е. в проводящем, лампа горит (не горит), то диод блока вышел из строя.

При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок необходимо заменить.

Предупреждения. Запрещается проверка выпрямительного блока:

  • от источника постоянного тока напряжением более. 12 В;
  • от источника переменного тока;
  • без контрольной лампы, включенной последовательно с источником тока.

Генератор ЗИЛ

Рис. 80. Генератор:

1 — щеткодержатель; 2 и 10 — шариковые подшипники; 3 — шкив; 4 — вентилятор; 5 и 8 — крышки; 6 — статор; 7 — ротор; 9 — выпрямительный блок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ