Колеса МАЗ, устройство
На автомобилях МАЗ установлены колеса бездисковой конструкции, отличительной особенностью которых является отсутствие диска и крепление обода непосредственно к ступице. Для этих целей литые ступицы имеют по шесть спиц с обработанными посадочными поверхностями под углом 28° для соответствующих поверхностей обода. Обод 6 (рис. 87) колеса конической поверхностью установлен на конусы спиц и прижат к ним шестью прижимами 2 посредством болта 4 и гайки 3. Болт 4 удерживается в гнездах спиц от проворачивания четырехгранной головкой с выступом, а от выпадания при монтаже — шплинтами 5, устанавливаемыми в их стержень с внешней стороны ступицы.
Обод заднего внутреннего колеса установлен на конической поверхности внутренней части спицы задней ступицы. Необходимое монтажное расстояние между шинами задних сдвоенных колес обеспечивается проставочным распорным кольцом 9, которое для увеличения жесткости с обеих сторон имеет отбортовки, а для уменьшения веса — вырезы на цилиндрической поверхности. Распорное кольцо передает также усилие затяжки гаек и прижимов, крепящих заднее наружное колесо, на внутреннее заднее колесо, посаженное на конические поверхности спиц задней ступицы. Заднее наружное колесо при этом центрируется на конических поверхностях прижимов крепления задних колес.
Для предотвращения проворачивания колес на спицах ступиц в случае ослабления крепления к каждому колесу приварены два упора.
Рис. 87. Ступица заднего колеса МАЗ:
1 — ступица; 2 — прижим; 3 — гайка колеса; 4 — болт крепления колеса; 5 — шплинт; 6 — обод колеса; 7 — замковое кольцо; 8 — бортовое кольцо; 9 — распорное кольцо; 10 — тормозной барабан; 11 — сдвоенный конический роликовый подшипник; 12 — гайка; 13 — шайба; 14 — контргайка; 15 — цилиндрический роликовый подшипник
Колеса автомобиля — штампованные, бездисковые, со съемным бортовым и замковым кольцами. Съемное бортовое кольцо 8 удерживается на ободе пружинным замковым кольцом 7, устанавливаемым в канавке обода. Обод колеса от бортов к середине имеет коническую поверхность, которая обеспечивает более надежную посадку и крепление шины, что способствует повышению ее долговечности.
Крепление запасного колеса МАЗ
На автомобилях МАЗ-500А и МАЗ-516 запасные колеса установлены в горизонтальном положении под полом кузова (рис. 88) на откидном кронштейне, расположенном на правой продольной балке рамы, а на автомобиле МАЗ-504А — в вертикальном положении за кабиной.
Откидной кронштейн в нижней части имеет бобышку с отверстием. С помощью оси этот кронштейн шарнирно соединен с кронштейном запасного колеса, привернутым к раме. На верхней части откидного кронштейна сделаны три массивные бобышки, равномерно расположенные по окружности и жестко связанные между собой литыми ребрами.
Сверху на откидном кронштейне установлено седло запасного колеса, которое имеет три бобышки для соединения с откидным кронштейном и три жесткие литые спицы коробчатого сечения с обработанными на конус концами (аналогично спицам ступиц колес) для крепления к ним обода запасного колеса. В спицы седла ввернуты три шпильки, расположенные по окружности, диаметр которой равен диаметру окружности расположения болтов в спицах ступиц колес. Колесо прикреплено к седлу гайками и прижимами.
Откидной кронштейн может быть поднят; в поднятом положении он удерживается откидной защелкой, которая под воздействием пружины стремится всегда быть закрытой.
Рис. 88. Крепление запасного колеса на автомобиле МАЗ-500А:
1 — кронштейн; 2 — запасное колесо; 3 — таль подъема колеса; 4 — рукоятка защелки; 5 — пружина; 6 — прижим; 7 — седло кронштейна; 8 — защелка; 9 — откидной кронштейн
Рис. 89. Крепление запасного колеса автомобиля МАЗ-504А:
1 — откидной кронштейн; 2 — держатель запасного колеса; 3 — собачка тормоза; 4 — вороток подъема запасного колеса; 5 — вкладыш; 6 — подъемный трос; 7 — храповик тормоза; 8 — тормозная пружина; 9 — стопорная гайка; 10 — рама автомобиля
Для открытия защелки и освобождения откидного кронштейна имеется длинная рукоятка, установленная в держателе кронштейна, привернутого к раме. В поднятом транспортном состоянии откидной кронштейн запасного колеса дополнительно крепят двумя гайками на шпильках, ввернутых в держатель кронштейна.
Чтобы опустить запасное колесо, достаточно отвернуть гайки шпилек, удерживающих откидной кронштейн в поднятом положении, несколько приподнять колесо и с помощью рукоятки откинуть защелку, удерживающую кронштейн. При опущенном откидном кронштейне закрепленное на нем колесо касается земли.
При подъеме откидного кронштейна с запасным колесом рекомендуется пользоваться талью, имеющейся в наборе принадлежностей водителя. Кронштейн тали опирают на борт платформы, а крюком захватывают откидной кронштейн и с помощью троса, продетого через блоки, поднимают запасное колесо вместе с кронштейном в верхнее горизонтальное положение, где его фиксируют защелкой и прикрепляют гайками к держателю.
Держатель запасного колеса на автомобиле МАЗ-504А (рис 89) с механическим подъемом и опусканием колеса установлен на левой продольной балке рамы. Откидной кронштейн 1 держателя шарнирно связан с неподвижно закрепленным на продольной балке рамы кронштейном, в котором смонтирован механизм запасного колеса.
Вороток 4 подъема запасного колеса проходит через щеки неподвижного кронштейна и заканчивается коническим хвостовиком. В средней цилиндрической части воротка просверлены отверстия, в которые вставлен трос механизма подъема: один конец троса укреплен на воротке, а другой — на откидном кронштейне. На конической части воротка, выступающей из кронштейна, смонтирован храповик 7 и тормоз воротка, представляющий собой набор тарельчатых пружин. Усилие затяжки тормоза регулируют навернутой на конец воротка гайкой. К этой же щеке кронштейна прикреплена собачка тормоза. Вороток оканчивается шестигранником для ключа, имеющегося в комплекте водительского инструмента.
Для поднятия колеса с земли поставить его в откидной кронштейн и вращать вороток специальным ключом. При этом на вороток наматывается трос и откидной кронштейн приподнимается вместе с колесом. Храповик, насаженный на вороток, вращается вместе с ним и удерживается собачкой от проворачивания в обратном направлении.
Опускание колеса обеспечивается нажатием на него вниз усилием руки для преодоления силы прижатия тарельчатыми пружинами храповика, посаженного на конус воротка. В результате проскальзывания храповика колесо начнет опускаться. Скорость опускания колеса можно регулировать гайкой воротка, изменяя силу нажатия пружин, т. е. трение конической поверхности вала воротка о корпус храповика.
Регулировка подшипников передних и задних колес МАЗ
Задняя ступица смонтирована на двойном коническом и роликовом цилиндрическом подшипниках.
Передняя ступица смонтирована на двух конических роликовых подшипниках.
Для проверки затяжки подшипников ступиц колес поднять домкратом и провернуть от руки колесо автомобиля. Если колесо вращается туго, причем это тугое вращение не является следствием трения тормозных колодок о барабан, или при покачивании колеса чувствуется зазор, отрегулировать затяжку подшипников передней ступицы.
Для задних ступиц легкость вращения может нарушаться заеданием шестерен колесного редуктора или дифференциала. Чтобы выяснить причину, снять крышки ступицы или картера моста и осмотреть шестерни редуктора или дифференциала, а при необходимости вынуть полуось с шестерней.
Порядок регулировки подшипников передней ступицы следующий:
- снять крышку ступицы и ослабить гайку подшипника, затем, поворачивая колесо, проверить легкость его вращения. В случае тугого вращения снять ступицу и выяснить, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника;
- поворачивая колесо, затянуть гайку подшипника до тугого вращения колеса. Для этого приложить усилие примерно 30 кГ к концу воротка (с ключом) длиной 400 мм;
- отвернуть гайку подшипника примерно на 30° (на расстояние между двумя соседними отверстиями замковой шайбы) и проверить колесо на легкость вращения без ощутимого зазора;
- установить замковую шайбу, шайбу контргайки и, навернув до отказа контргайку, застопорить ее по грани отгибом шайбы.
Подшипники задней ступицы не регулируются.
При установке ступицы задних колес должна обязательно обеспечиваться комплектная установка двойного конического подшипника в соответствии с комплектовочной маркировкой ГПЗ, нанесенной на торцах обойм и наружном диаметре распорного кольца.
Правильная установка подшипников задней ступицы обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников при помощи гайки, замковой шайбы и контргайки, навернутых на кожухах полуосей через водило колесной передачи, так как наружный подшипник ступицы колеса установлен на внутренней чашке водила.
Для подтягивания гаек подшипников ступиц задних колес необходимо:
- поднять домкратом соответствующее колесо; слить смазку из полости колесной передачи с последующей ее разборкой;
- отвернуть контргайку 14 (см. рис. 87) подшипников ступицы, снять стопорную шайбу 13 и подтянуть гайку 12 подшипников ступицы с усилием примерно 100 кГ на ключе с воротком 500 мм;
- проверить правильность вращения ступицы и поставить стопорную шайбу так, чтобы внутренний выступ попал в паз кожуха полуоси, а наружный ус — в паз гайки. Если же ус находится посередине между пазами гайки, ее следует затянуть, затем поставить контргайку и затянуть ее.
После регулировки и затяжки подшипников ступиц проверить степень нагрева ступиц при движении автомобиля. Температура ступицы не должна превышать 60°С (рука выдерживает длительное прикосновение).
Техническое обслуживание колес МАЗ
Ежедневно перед выездом проверять затяжку гаек крепления колес. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов. Замочное кольцо съемного борта тщательно укладывать в канавку на ободе.
При эксплуатации автомобильных шин строго придерживаться следующих основных правил:
- ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы. Уменьшение внутреннего давления в шинах против нормы на 25% снижает срок службы их примерно на 25—40%;
- не перегружать шины. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля. Для перевозки длинномерных грузов использовать прицепы-роспуски.Нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъемности. Перегрузка шин на 25% снижает срок их службы примерно на 40%;
- тормозить автомобиль плавно, не допуская скольжения колес, так как скольжение приводит к повышенному износу протектора;
- цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала;
- следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это разрушает их;
- не допускать комплектования автомобиля шинами с различными типами рисунка протектора. Разница в глубине рисунка протектора сдвоенных шин не должна превышать 3 мм (при размере канавки рисунка протектора по центру беговой дорожки). Большая разница приводит к постоянной работе шестерен дифференциала, излишним износам и потерям на трение в дифференциале;
- переставлять шины рекомендуется при выявлении технической необходимости (повреждение шин, необходимость правильного подбора сдвоенных шин, обеспечение эксплуатации более надежных шин на передней оси автомобиля, неравномерный интенсивный износ рисунка протектора шин и др.);
- периодически проверять состояние ограничителей проворота колес. При срезе ограничителей снять колеса со ступицы и приварить новые ограничители.
Перед снятием колес со ступиц выпустить воздух из камер с целью безопасности.
Порядок демонтажа шин следующий:
- положить колесо бортовым кольцом вверх и выпустить воздух из камеры;
- вставить прямую лопату между бортовым кольцом и шиной и отжать борт шины вниз;
- в образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставить вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной лопатки, а сами зубья вилочной лопатки надежно подхватывали бортовое кольцо;
- последовательно передвигаясь по окружности колеса и отжимая борт шины прямой и вилочной лопатками, снять борт шины с конической полки замочного кольца;
- вставить конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отжать кольцо из замочной канавки, при этом вилочной лопаткой приподнять замочное кольцо вверх;
- удерживая замочное кольцо вилочной лопаткой в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под торец замочного кольца и выжимать замочное кольцо, пока оно не выйдет полностью из замочной канавки обода;
- вынуть бортовое кольцо и, перевернув колесо, снять борт шины с обода при помощи прямой и вилочной лопаток.
Порядок монтажа шин следующий:
- вложить камеру в шину и вставить ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком;
- надеть шину на обод и вставить вентиль в вентильный паз. При этом следить за тем, чтобы не было перекоса вентиля;
- надеть бортовое кольцо и вставить замочное кольцо средней частью относительно разреза в замочную канавку;
- вдавить замочное кольцо (сначала одну часть кольца, затем другую) до посадки его в замочную канавку;
- накачать шину до нормального давления и навернуть на вентиль колпачок. При этом убедиться, что бортовое кольцо плотно удерживается замочным.
При монтаже и демонтаже шин применение кувалд запрещается. При накачке шины в гаражных условиях для обеспечения безопасности установить ограждение. При накачке шины в дорожных условиях ее необходимо класть замочным кольцом вниз.
При монтаже колеса следует установить его на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колес и навернуть гайки; после этого затянуть гайки колес — сначала затянуть верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки надо затягивать также попарно (крест-накрест).
Гайки рекомендуется затягивать в несколько приемов и проверять при этом торцовое биение колеса. Для этого к торцу колеса установить угольник или отвес и, вращая колесо рукой, определить максимальное отклонение колеса от угольника, которое не должно быть более 8 мм при замере по торцу шины. В случае большего отклонения ослабить гайки колес и снова затянуть их в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.
Следует помнить, что движение автомобиля с осевым биением колеса свыше 8 мм категорически запрещается.
При затяжке гаек крепления задних колес прижимы не должны упираться в торец спицы.