На автомобилях моделей 5320 и 53212 запасные колеса установлены в горизонтальном положении под полом кузова на кронштейне, закрепленном четырьмя болтами на правом лонжероне рамы.
Для закрепления запасного колеса на кронштейне держателя нужно выполнить следующее:
установить лебедку для подъема запасного колеса на предназначенную для ее крепления скобу, приваренную к борту автомобиля над держателем запасного колеса. Размотать трос лебедки;
закрепить на ободе колеса с шиной в сборе опору держателя с помощью прижимов и болтов;
зацепить за фланцы пальца петли основного и дополнительного тросов лебедки;
приставить запасное колесо с опорой держателя к кронштейну крепления запасного колеса стороной, на которой укреплена опорадержателя, охватив колесо концами тросов;
надеть на ось барабана лебедки гаечный ключ 19×22 и, вращая ось, поднять колесо до уровня кронштейна держателя;
установить опору держателя в направляющий паз кронштейна и подтянуть лебедкой колесо до требуемого положения. При этом заклепка должна войти в один из пазов опоры держателя;
установить стопорную пластину и закрепить колесо гайкой, завернув ее до отказа на шпильке опоры держателя, и зашплинтовать.
На автомобилях моделей 5410 и 54112 запасное колесо установлено в горизонтальном положении под правым лонжероном на кронштейне, который прикреплен четырьмя болтами с гайками и шайбами к лонжерону. На кронштейне размещен механизм подъема и опусканий запасного колеса.
Для подъема колеса с земли следует положить его замочным кольцом вверх, ввести во внутрь обода опору запасного колеса. Вращением вала ворота ключом для затяжки гаек крепления колес приподнять опору колеса и разместить колесо посадочным конусом под углом 28° на соответствующую посадочную поверхность на опоре колеса. При дальнейшем вращении на вал ворота будет наматываться канат ворота, и опора колеса вместе с колесом поднимется вверх. В поднятом состоянии колесо крепят двумя гайками с шайбами, удерживая вал ворота от проворачивания в обратном направлении храповиком, установленным на конусной поверхности вала ворота, и защелкой ворота. Защелка ворота на оси зафиксирована от осевого перемещения шайбой и шплинтом. Защелка ворота постоянно поджимается к храповику пружиной. Канат закреплен в опоре колеса при помощи головки диаметром 15 мм и скобы, прикрепленной к опоре двумя винтами с гайками и шайбами. В отверстии на валу ворота канат фиксируют два вкладыша каната и головка диаметром 10 мм, имеющаяся на другом конце каната.
Для опускания колеса вал ворота необходимо вращать в обратном направлении. При этом вал проскальзывает в неподвижном храповике ворота; канат разматывается, и колесо опускается. Если усилие на ключе при опускании колеса велико или колесо опускается самопроизвольно (падает), то следует гайкой, сжимающей тарельчатые пружины, отрегулировать усилие затяжки храповика. При правильной регулировке колесо должно опускаться при приложении к нему дополнительного усилия 8—20 кгс. После регулировки гайку необходимо зашплинтовать.
Рис. 84. Держатель запасного колеса КамАЗ:
1 — кронштейн запасного колеса; 2 — тарельчатая пружина ворота держателя; 3 — храповик ворота держателя; 4 — канат ворота держателя; 5 — вкладыш каната; 6 — вал ворота держателя; 7 — опора запасного колеса; 8 — защелка ворота держателя; 9 — пружина защелки.
На автомобилях-самосвалах КамАЗ-5511 запасное колесо установлено в вертикальном положении на кронштейне, закрепленном на переднем борту платформы. Для подъема запасного колеса следует охватить колесо с шиной в сборе концом каната с помощью карабина. Подъем колеса осуществляется механизмом подъема (подобно автомобилям КамАЗ-5410), закрепленным под платформой в передней ее части с правой стороны. При вращении вала ворота на вал наматывается канат, посредством которого через четыре промежуточных ролика колесо поднимается на поворотном рычаге, закрепленном на переднем борту платформы.
При повороте рычага колесо устанавливается на кронштейн запасного колеса после чего колесо закрепляют на кронштейне через прижим гайкой.