Лебедка ЗИЛ

На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям.

Лебедка (рис. 91) установлена спереди автомобиля, прикреплена болтами к переднему буферу и передней поперечине рамы. Передний буфер крепится болтами к специальным съемным удлинителям лонжеронов. Привод лебедки осуществляется карданным валом от коробки отбора мощности, закрепленной на коробке передач.

Барабан 12 лебедки свободно вращается на валу и жестко соединяется с валом при помощи муфты 3. При переводе вилки 4 включения барабана в крайнее левое положение муфта включения барабана передвигается на валу по двум шпонкам и торцовыми кулачками входит в зацепление с торцовыми кулачками барабана. Вилка включения барабана установлена на траверсе лебедки. Вилка включения снабжена тормозной колодкой, шарнирно закрепленной в ушках траверсы на оси. При выключении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании его вручную.

Лебедка ЗИЛ

Рис.91. Лебедка:

1 — масленка вала барабана; 2 — упорное кольцо муфты; 3 — скользящая муфта включения барабана; 4 — вилка включения барабана; 5 — передняя поперечина; 6 — масленка направляющего ролика; 7 — предохранительная скоба; 8 — направляющий ролик; У — направляющая троса; 10 — трос лебедки с крюком; 11 — редуктор лебедки; 12 — барабан; 13 — масленка подшипника барабана; 14 — гайка скобы крепления троса; 15 — карданный вал; 16 — рычаг управления коробкой отбора мощности; 17 — коробка отбора мощности; 18 — тормозная колодка барабана; 19 — палец вилки включения барабана; 20 — задняя поперечина; 21 — траверса вала барабана

Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходимости (когда усилие пружины недостаточно) — перемещением этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки. Давление пружины отрегулировано правильно, если трос разматывается под действием усилия руки без самораспускания.

Редуктор лебедки

Рис. 92. Редуктор лебедки:

1 — контрольная пробка; 2 — подшипник вала барабана; 3 — червячное колесо; 4 — установочная шайба; 5 — масленка; 6 — упорная крышка; 7 — вал барабана; 8 и 22 — регулировочные прокладки; 9 — лента тормоза; 10 — крышка пружины тормоза; 11 — регулировочная гайка; 12 — пружина; 13 — крышка смотрового люка; 14 — крышка картера; 15 — картер редуктора; 16 и 26 — крышки подшипников; 17 — барабан тормоза; 18 — фланец; 19 и 21 — манжеты; 20 и 24 — пробки сливных отверстий; 23 — прокладка; 25 — червяк

Барабан тормоза смонтирован на шпонке, а фланец — на шлицах: от осевых перемещений они закреплены гайкой. Барабан тормоза закрыт крышкой. В крышке имеется войлочная манжета 19, предотвращающая попадание грязи в тормоз. Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормоза расположено уплотнительное кольцо из меди или паронита. Торможение барабана осуществляется лентой 9 тормоза с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормоза закреплен жестко в стенке крышки подшипника, а другой подвижно — в отверстии крышки при помощи пружины. Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на, барабан, т. е. к уменьшению торможения. Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание червяка.

При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, незначительно и не препятствует разматыванию троса. В случае среза в результате перегрузки предохранительного пальца, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса.

Натяжение ленты тормоза регулируется ганкой 11. При вращении гайки по часовой стрелке нажимное усилие пружины увеличивается. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса чрезмерно не нагревался его барабан.

К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине лебедки болтами прикреплены направляющие троса лебедки.

Спереди между направляющими установлены направляющий ролик троса лебедки и штанга, удерживающая трос от выпадания. Ролик вращается на оси, закрепленной гайками в направляющих. Смазывают подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.

Читайте так же  Двери кабины КамАЗ

Карданный вал привода лебедки

Рис. 93. Карданный вал привода лебедки:

1 — фланец; 2 — вилка карданного вала; 3 — предохранительный штифт; 4 — вал со шлицевым концом; 5 — скользящая вилка кардана лебедки; 6 — подшипник крестовины кардана; 7 — крестовина кардана; 8 — пробка; 9 — пресс-масленка; 10 — шплинт

Карданный вал лебедки (рис. 93) трубчатый, с двумя шарнирами. На переднем конце карданного вала имеется вилка с предохранительным штифтом, на заднем — на шлицах установлена скользящая вилка. При увеличении нагрузки выше предельной штифт срезается, предохраняя детали лебедки от поломки.

Блок (полиспаст) лебедки, которым пользуются, если необходимо увеличить тяговое усилие лебедки или изменить направление силы тяги, и трос для крепления блока лебедки входит в комплект принадлежностей каждого автомобиля, оборудованного лебедкой.

При движении автомобиля трос лебедки должен быть полностью туго намотан на барабан, а барабан соединен муфтой с валом. Отключать барабан от вала допускается только при ручном разматывании троса.

Разматывать трос следует вручную, выключив муфту включения барабана, не включая передачу. В отдельных случаях можно для разматывания троса включать передачу.

Для вытаскивания автомобиля необходимо размотать трос, зацепить его за какой-нибудь надежный предмет (дерево, пень, столб и т. д.) выключить сцепление, включить передачу в коробке отбора мощности для наматывания троса. Вытаскивание осуществлять при частоте вращения вала барабана лебедки 14 … 16 мин^-1. При вытаскивании автомобиля на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.

Схема использования лебедки с применением блока

Рис. 94. Схема использования лебедки с применением блока:

1 — блок; 2 — неподвижный предмет

При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует поставить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и затормозить автомобиль. После окончания вытаскивания надо остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение. Чтобы ослабить трос, нужно поставить рычаг коробки отбора мощности в положение, соответствующее разматыванию троса. Чтобы закрепить трос лебедки в положении для езды, нужно закрепить крюк троса лебедки за буксирный крюк переднего буфера, включить передачу в коробке отбора мощности для наматывания троса, плавно натянуть его. После этого надо поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.

В случае применения блока для увеличения силы тяги при самовытаскивании (рис. 94, а) блок должен быть закреплен за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за один из передних буксирных крюков автомобиля. Если блок используется для изменения направления тягового усилия при вытаскивании другого автомобиля (рис. 94, б), блок укрепляют на предмете, служащем опорой, а крюк троса зацепляют за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля. Если блок используется для увеличения тягового усилия при вытаскивании другого автомобиля (рис. 94, в), блок закрепляют за крюк вытаскиваемого автомобиля, а крюк троса — за предмет, служащий опорой.

При пользовании лебедкой необходимо соблюдать следующие правила:

1. Для получения тяговых усилий, превышающих 45 кН (4500 кгс), применять блок (полиспаст).

2. Рабочая длина троса не должна превышать 65 м; остальная часть троса (не менее трех-четырех витков) должна остаться намотанной на барабан.

3. Максимально допустимая температура масла в редукторе при работе лебедки 130 °С.

4. Разматывать трос следует вручную. Допускается включать передачу для разматывания троса; при этом надо вручную подтягивать трос.

5. Угол расположения троса по отношению к оси автомобиля (в горизонтальной плоскости) не должен превышать 15°. При этом подтягивание под нагрузкой не должно быть больше 10 … 12 м длины троса. При большем угле применяют блок.

Предупреждение. Категорически запрещается: 1) пользоваться тросом лебедки для буксирования автомобиля; 2) включать передачу заднего хода автомобиля во время работы лебедки; 3) переключать передачи во время подтягивания автомобиля под большой нагрузкой и при обратном движении автомобиля с горы; 4) находиться возле троса или между тросами (при использовании блока), поправлять укладку витков троса во время работы лебедки; 5) закладывать в отверстие вилки карданного шарнира болты или другие детали вместо специального предохранительного пальца; 6) допускать движение автомобиля с отключенным от вала барабаном лебедки.

Читайте так же  Техническая характеристика автомобилей МАЗ

В случае неправильной укладки витков троса на барабане и неисправной работе механизмов следует остановить лебедку. Останавливать лебедку необходимо прежде всего выключением сцепления, а затем выключать передачу в коробке отбора мощности.

Если обнаруживается чрезмерный нагрев масла в редукторе, что видно по обильному парообразованию, лебедку следует остановить для охлаждения масла и установления причины нагрева.

При разборке запрещается снимать барабан 17 (см. рис. 92) тормоза червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в сальник. Это приводит к разрушению обоймы сальника и выходу его из строя. Для того чтобы болты не упирались в сальник, следует ввернуть болты на 7 … 8 мм, съемником зацепить за болты и снять барабан.

Техническое обслуживание лебедки заключается в проверке и подтяжке всех деталей крепления, смазывании подшипников, смене масла в редукторе, проверке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке и регулировании осевого зазора вала барабана и зацепления червячной передачи.

Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в верхней части редуктора до уровня контрольно-заливного отверстия.

После 15 … 20 подтягиваний автомобиля надо проверять уровень масла. При необходимости следует добавлять масло до уровня контрольного отверстия. Масло в редукторе следует менять в сроки, указанные в карте смазывания.

Шарниры, шлицевые соединения карданных валов привода лебедки, подшипники вала барабана и направляющего ролика надо смазать согласно карте смазывания.

Конические роликоподшипники вала червяка регулируют при появлении осевого зазора в подшипниках или замене червячной пары новой.

При обнаружении осевого перемещения вала червяка нужно затянуть болты крепления крышек подшипников и повторно проверить осевой зазор в подшипниках. Подшипники следует регулировать только в том случае, если затяжка болтов не устранила осевое перемещение вала.

Конические роликоподшипники вала червяка должны быть отрегулированы с предварительным натягом. Момент, необходимый для проворачивания вала червяка в подшипниках (при отсутствии манжет), должен быть равен 0,1…0,6 Н*м (0,01…0,06 кгс*м).

Роликоподшипники вала червяка регулируют изменением числа прокладок под фланцами крышек. Если вал червяка вращается слишком свободно или имеется осевой зазор, надо удалить часть прокладок равной толщины из-под передней и задней крышек подшипников.

Если для вращения вала червяка необходим крутящий момент более 0,6 Н*м (0,06 кгс*м), следует добавить прокладки равной толщины под обе крышки подшипников. При регулировании подшипников вала червяка должны быть сняты червячные колесо с валом, фланец, барабан тормоза и барабан лебедки.

Число прокладок под задней и передней крышками по окончании регулирования должно быть приблизительно одинаковым или разность толщины прокладок должна быть не более 0,1 мм. Изменять толщину прокладок под крышками можно только при регулировании зацепления зубьев червячной пары по пятну контакта.

Вал барабана червячным колесом в сборе после регулирования зацепления должен вращаться свободно, но не должен иметь осевой зазор более 0,1 мм при измерении его индикатором на левом торце барабана при перемещении колеса в осевом направлении. Если осевой зазор превышает допустимую величину, нужно заменить изношенные шайбы 4 (см. рис. 92) или крышку 6.

По мере изнашивания торцов картера редуктора, крышки и шайбы увеличиваются осевой зазор вала и смещение пятна контакта. В этом случае правильность зацепления червячного колеса и червяка нарушается, износ зубьев возрастает, что приводит к разрушению венца червячного колеса. Положение пятна контакта необходимо периодически проверять и регулировать. Положение пятна контакта регулируют после того, как окончательно отрегулированы подшипники вала червяка. Правильность зацепления червячного колеса и червяка проверяют «на краску» по пятну контакта на зубьях колеса.

Правильное расположение пятна контакта относительно оси симметрии зуба достигается соответствующим перемещением вала барабана с червячным колесом в сторону, противоположную смещению пятна контакта. Чтобы сместить червячное колесо с валом барабана вправо или влево, следует снять или добавить часть прокладок под торец упорной шайбы, закрепленной на валу и закрытой крышкой.

Регулирование пятна контакта по высоте зуба достигается перемещением червяка относительно червячного колеса. Для этого надо переложить часть прокладок из-под крышки подшипника с одной стороны на другую, не меняя предварительного натяга в подшипниках.

Червячная передача может надежно работать только при условии правильного зацепления. Неправильная регулировка является причиной сильного нагрева редуктора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ