Механизм для вывешивания дополнительной оси автомобиля МАЗ-516

Автомобиль МАЗ-516 оборудован механизмом для вывешивания дополнительной оси при движении без груза, благодаря чему уменьшается сопротивление качению, износ шин, расход топлива, улучшается плавность хода, увеличивается сцепной вес.

Механизм состоит из гидравлического устройства (рис. 126) с пневматическим управлением и механического устройства для крепления дополнительной оси в вывешенном состоянии. Цилиндр подъемного механизма показан на рис. 127.

Механизм вывешивания дополнительной оси работает следующим образом.

Вывешивание и опускание дополнительной оси МАЗ

При движении автомобиля без нагрузки дополнительная ось может быть вывешена.

Для этого рукоятку крана 1 устанавливают в правое положение, соответствующее впуску сжатого воздуха в пневматическую систему управления вывешивающим механизмом.

При этом воздух по трубопроводу V поступит одновременно в пневматические камеры 9 и 22. Сжимая пружину 21, клапан 23 переместится в крайнее положение, в результате чего гидросистема усилителя перекрывается и насос 2 переключается на нагнетание в гидросистему вывешивающего механизма. Одновременно диафрагма 14 камеры 9 через посредство штока 16 переместит золотник 17 в крайнее правое положение, в результате чего прекращается сообщение трубопровода II с трубопроводами III и IV.

Масло в этом случае будет поступать из насоса 2 по трубопроводу I в рабочие полости А цилиндров, а из полостей Б масло вытесняется поршнями 8 и по трубопроводу III через золотник 11 и трубопровод IV сливается в бачок 3 насоса.

Вследствие этого цилиндры 5 перемещаются по штокам 6 вверх, поднимая связанную с ними дополнительную ось к раме автомобиля. По окончании подъема давление в рабочих полостях цилиндров 5 ограничивается клапаном 18.

В поднятом положении ось фиксируется крюками 4 и 10 (рис. 128). Для этого тягу 12 потянуть на себя и, повернув ось против часовой стрелки на 90°, отпустить. После этого включить гидравлическое устройство (повернуть рукоятку крана в левое положение).

При опускании вывешенной дополнительной оси включить вывешивающее устройство (повернуть рукоятку крана в правое положение), потянув тягу 12 на себя и повернув ее по часовой стрелке так, чтобы она фиксировалась упором относительно кронштейна 13, а затем включить вывешивающее устройство.

Читайте так же  Технические характеристики коробки отбора мощности от коробки передач ЗИЛ-131

Устройство для крепления дополнительной оси в вывешенном состоянии

Рис. 128. Устройство для крепления дополнительной оси в вывешенном состоянии:

1 — нижний кронштейн крюка; 2 — нижняя ось крюка; 3 — стопорный болт; 4 и 10 — крюки; 5 и 9 — кронштейны крюка; 6 — верхняя ось крюка; 7 и 11 — пальцы; 8 — соединительная труба; 12 — тяга; 13 — кронштейн тяги; 14 — пружина

Движение автомобиля с опущенной дополнительной осью

При движении груженого автомобиля дополнительная ось опущена и воспринимает заданную для нее нагрузку.

Пневматическая система управления вывешивающим механизмом в этом случае соединена через кран 1 (см. рис. 126) с атмосферой, вследствие чего клапан 23 под действием пружины 21 находится в крайнем правом положении, а золотник 17 под действием пружины — в среднем нейтральном положении.

Схема механизма для вывешивания дополнительной оси

Рис. 126. Схема механизма для вывешивания дополнительной оси:

1 — кран; 2 — насос; 3 — бачок насоса; 4 — головка; 5 — цилиндр; 6 и 16 — штоки; 7 — головка штока; 8 — поршень; 9, 13 и 22 — пневматические камеры; 10 и 24 — корпуса; 11 и 17 — золотники; 12, 18 и 23 — клапаны; 14 и 20 — диафрагмы; 15 и 21 — пружины; 19 — разобщительный клапан; 25 — крышка;

А — рабочая полость; Б — блокирующая полость; В — от рабочей тормозной магистрали; Г — в гидроусилитель; Д — воздух; I, II, III, IV, V — трубопроводы

Цилиндр   механизма   для   вывешивания   дополнительной   оси

Рис. 127. Цилиндр механизма для вывешивания дополнительной оси:

1 — ниппель; 2, 6 и 10 — гайки; 3 — трубка; 4 — угольник; 5 и 9 — шплинты; 7 — втулка; 8 — палец; 11 — труба цилиндра; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — поршень; 14 — шток; 15 — упорное кольцо; 16 — шайба; 17 и 19 — уплотнительные кольца; 18 — крышка; 20 — манжета; 21 — защитное кольцо

Читайте так же  Проверка привода управления подачей топлива и его регулировка

В этом случае гидросистема вывешивающего устройства отключена от насоса 2 и последний работает на гидросистему усилителя рулевого управления.

Рабочие А и блокирующие Б полости цилиндров 5 соединены между собой через трубопроводы I и II, золотник 11 и трубопровод III, что позволяет цилиндрам 5, связанным с дополнительной осью, перемещаться, преодолевая гидравлическое сопротивление системы, и способствовать гашению колебаний подвески дополнительной оси.

При торможении автомобиля воздух из тормозной магистрали по трубопроводу IV поступает в пневматическую систему золотника II и, воздействуя на диафрагму 14, перемещает золотник 17 в левое крайнее положение. В результате этого жидкость запирается в блокирующих полостях Б цилиндров и таким образом создается жесткая связь между дополнительной осью и рамой, препятствуя отрыву оси от дороги.

При возникновении в полостях Б давления выше допустимого открывается клапан 12, предохраняя дополнительную ось от перегрузок.

Техническое обслуживание механизма для вывешивания дополнительной оси

В процессе эксплуатации автомобиля следить за креплением крюков цилиндров вывешивающего устройства и других деталей механизма, а также за герметичностью всех соединений.

Масло менять 2 раза в год (при сезонном обслуживании) совместно со сменой масла в гидроусилителе.

Для слива масла из цилиндров необходимо вывесить дополнительную ось, отсоединить верхний и нижний шланги цилиндров и слить масло.

При заливке свежего масла обеспечить полное удаление воздуха из системы. Для этого необходимо:

  • прокачать систему гидроусилителя рулевого управления;
  • доливая масло в бачок гидроусилителя, включить вывешивающее устройство при малых оборотах коленчатого двигателя;
  • при наличии воздуха повторить прокачку системы гидроусилителя.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя проверяют при опущенной дополнительной оси после удаления воздуха в системе.

Клапаны 12 и 18 (см. рис. 126) золотника имеют заводскую регулировку, поэтому во избежание серьезных поломок регулировка этих клапанов в эксплуатации запрещается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ