Неисправности электрооборудования ЗИЛ-131

Признак неисправности

Причина неисправности

Метод устранения

Генератор

1. Генератор не дает зарядного тока. Указатель тока показывает разрядный ток при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя

Проскальзывание приводного ремня

Отрегулировать натяжение приводного ремня

Неисправна проводка или контактные соединения к генератору и другим элементам цепи. Плохой контакт корпуса генератора с двигателем

Определить место неисправности в проводке или местах контактных присоединений и устранить неисправность

Отсутствует контакт между щетками и кольцами. Изношены щетки

Проверить высоту щеток, перемещение щеток в направляющих и при необходимости заменить их; в случае загрязнения протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине; если загрязнение этим способом не удаляется, кольца зачистить стеклянной шкуркой

Неисправна аккумуляторная батарея

Проверить и в случае необходимости заменить аккумуляторную батарею

Обрыв катушки возбуждения или отсоединение проводов от колец

Проверить сопротивление цепи катушки возбуждения между контактными кольцами. При обрыве катушки ротор нужно заменить

Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

Неисправны (пробой или обрыв) диоды выпрямительного блока

Проверить и при необходимости заменить выпрямительный блок

Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора

Разобрать генератор, снять статор и проверить сопротивление фаз

При исправном статоре оно должно быть одинаковым

При обрыве или коротком замыкании одной из фаз заменить статор

Мал диапазон регулируемого напряжения

Переключить на более высокий диапазон

2. Указатель тока показывает зарядный ток большой силы

Неисправен регулятор напряжения

Неисправен указатель тока

Заменить регулятор Заменить указатель тока

3. Шум шариковых подшипников при работе генератора

Чрезмерное натяжение или перекос приводных ремней

Отрегулировать натяжение приводных ремней и устранить перекос

Изношены или повреждены шариковые подшипники

Заменить шариковые подшипники

Стартер

1. Стартер не работает

Разряжена аккумуляторная батарея

Проверить аккумуляторную батарею и зарядить или заменить ее

Неисправен выключатель зажигания

Проверить выключатель зажигания и устранить неисправность

Нарушен один из контактов в цепи питания стартера

Проверить контактные соединения цепи, при необходимости зачистить их и подтянуть

Отсутствие контакта щеток с коллектором

Протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине или очистить коллектор стеклянной шкуркой. Очистить боковые грани щеток или заменить изношенные щетки новыми Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить наличие заедания щеток в щеткодержателе, устранить выявленные неисправности

Обрыв внутри стартера

Проверить и устранить дефекты или заменить стартер

Неисправность в реле стартера (обрыв обмоток, заедание якоря, смешение контактного диска)

Проверить работу реле и устранить неисправность или заменить реле

2. Стартер не вращает коленчатый вал двигателя или вращает его очень медленно

Низкая температура двигателя (зимой)

Прогреть двигатель

Коррозия контактных соединений на батарее

Зачистить контактные соединения

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Зарядить или заменить батарею

Плохой контакт в цепи питания стартера

Очистить и затянуть выводы проводов

Подгорание контактов реле. Плохой контакт щеток с коллектором

Зачистить контакты реле. Провести техническое обслуживание щеточно-коллекторного узла

3. Ротор стартера вращается с большой частотой, но не вращает коленчатый вал

Пробуксовывание привода

Заменить привод, обратить внимание на сохранность регулировочных шайб

Тугое перемещение привода на валу

Очистить вал стартера и смазать маслом для двигателя

4. При включении стартера слышны частые щелчки реле стартера

Обрыв в цепи удерживающей обмотки реле стартера

Заменить реле стартера

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Зарядить или заменить батарею

5. При включении стартера слышен скрежет металла

Сильно забиты торцы зубьев

Опилить заусенцы на входной части зубьев маховика (или заменить венец маховика)

Ослаблено крепление стартера к двигателю

Подтянуть болты крепления

6. Стартер после пуска двигателя не отключается

Заклинило привод на валу якоря

Заменить привод

Межвитковое замыкание одной из обмоток реле стартера

Заменить реле стартера

Аккумуляторная батарея

1. Ускоренный саморазряд аккумуляторной батареи

Замыкание выводов аккумуляторов грязью и электролитом, разлитым на поверхности батареи

Протереть батарею сухой тряпкой, а затем другой, смоченной 10 %-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды

Загрязнение электролита посторонними примесями

Батарею разрядить силой тока, равной 8 А, до напряжения 1,1 … 1,2 В на один аккумулятор. Вылить электролит, промыть батарею, залить свежий электролит и зарядить батарею

2. Ускоренное понижение уровня электролита в батарее

Электролит «выкипает»

Проверить регулятор напряжения

3. Из вентиляционного отверстия одной или нескольких банок аккумулятора во время заряда выливается электролит

Чрезмерно высокий уровень электролита

Отсосать резиновой грушей излишки электролита

Чрезмерная сила зарядного тока

Проверить регулятор напряжения

Короткое замыкание пластин в одной из банок аккумулятора

Сдать батарею в ремонт

4. При заряде полностью разряженной батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и начинается бурное выделение газа, а плотность повышается незначительно

Сульфатация пластин, которая может возникнуть, если батарею долго не использовали, длительное время эксплуатировали при пониженном уровне электролита или систематически недозаряжали

Исправляют сульфатированные пластины циклом заряд—разряд силой тока не более 3 А при начальной плотности электролита не более 1,12 г/см3

Сильно сульфатированные пластины не восстанавливаются

Читайте так же  Технические характеристики системы электрооборудования КамАЗ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ