Оборудование кабины МАЗ

Антикоррозионная защита и термошумоизоляция кузова МАЗ

В целях продления срока службы кабина в сборе с дверьми подвергается стойкой антикоррозионной обработке — бондаризации с последующей грунтовкой всех поверхностей методом окунания.

Для увеличения стойкости антикоррозионного покрытия и предохранения его от механических повреждений, а также для создания термошумоизоляции нижняя часть надколесной арки кабины и внутренние поверхности крыльев покрыты ровным слоем мастики № 580 методом пульверизации.

Аналогичным образом мастикой покрыты щиток передней части автомобиля, пол кабины, внутренние поверхности наружных панелей двери, внутренние поверхности панелей боковин и крыши.

Для улучшения термошумоизоляции щиток передней части автомобиля и пол кабины под ковриком, а также вертикальная и горизонтальная панели спального места оклеены вафельным картоном. На внутренней части кожуха двигателя в целях резкого снижения шума в кабине наклеен полиуретановый поропласт толщиной 25 мм.

На наружной части кожуха двигателя и на надколесные арки наклеены чехлы из автобима.

Принадлежности кабины МАЗ

Для обзора дороги сзади и погрузочных площадок с обеих сторон кабины установлены наружные зеркала. Положение зеркал регулируется.

Для очистки ветровых стекол имеются два электрических стеклоочистителя. В кабине установлены два противосолнечных козырька. К принадлежностям, создающим удобство работы, относятся подлокотники в сочетании с пепельницей, поручни на передних стойках, вешалки для одежды, вещевой ящик, вмонтированный в панель приборов, и инструментальный (сзади водительского сиденья) ящик для мелкого инструмента и запасных частей, коврики пола, плафон освещения и т. п. На транспортных автомобилях по требованию заказчика может быть установлен двухдиапазонный широковещательный радиоприемник.

Двери кабины имеют опускные и поворотные стекла-форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются двухрычажным стеклоподъемником. Стеклоподъемники имеют тормозной механизм барабанного типа с пружиной. Двери оборудованы замками, открывающимися как снаружи, так и изнутри кабины. Левая дверь может быть заперта снаружи ключом. Расположение органов управления автомобилем и контрольно-измерительных приборов приведено на рис. 124.

Органы управления МАЗ

Органы управления МАЗ

Рис. 124. Органы управления (а) и панель контрольно-измерительных приборов (б):

1 — рычаг переключения передач; 2 — педаль управления подачи топлива; 3 — педаль ножного тормоза; 4 — педаль выключения сцепления; 5 — ножной переключатель света; 6 — кнопка омывателя ветрового стекла; 7 — переключатель датчиков указателя уровня топлива; 8 — включатель плафонов освещения двигателя; 9 — переключатель указателей поворотов; 10 — рулевое колесо; 11 — кнопка звукового сигнала; 12 — рукоятка ручного тормоза; 13 — кольцо цепочки управления шторкой радиатора; 14 — рукоятка останова двигателя и включения моторного тормоза; 15 — включатель отопителя кабины; 16 — указатель давления воздуха в тормозных камерах; 17 — указатель уровня топлива; 18 — указатель давления в воздушных баллонах; 19 — спидометр; 20 — указатель давления масла; 21 — амперметр для контроля зарядки батарей; 22 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 23 — включатель электрических цепей и стартера; 24 — центральный переключатель света; 25 — включатель противотуманных фар; 26 — включатель вентилятора кабины; 27 и 28 — включатели стеклоочистителей; 29 — фонарь контрольной лампы указателей поворота

Читайте так же  Система освещения и световой сигнализации ЗИЛ

Сиденья и спальные принадлежности кабины МАЗ

Кабины транспортных автомобилей оборудованы тремя сиденьями. В качестве амортизирующих элементов в подушках и спинках сидений применена формованная губчатая резина и резиновые ремни; поверх формованной губки наложен технический войлок. Спинки и подушки обшиты паровлагонепроницаемым кожзаменителем — автополом.

Сиденье водителя и боковое сиденье пассажира — подрессоренного типа, с наличием гидравлического амортизатора (рис. 122).

Характерным отличием конструкции является наличие механизма подрессоривания, который включает пластинчатый торсион 10 и телескопический гидроамортизатор 8.

Закруткой торсиона 10 через систему рычагов 4 обеспечивается подпружинивание остова 2 сиденья и закрепленных на нем подушки 3 и спинки 5.

Колебания и резкие толчки, передаваемые на кабину во время движения автомобиля, смягчаются торсионом и гасятся за счет трения в рычажном механизме и гидроамортизаторе.

В конструкции предусмотрена возможность изменения упругих качеств системы подрессоривания в зависимости от веса водителя. Это достигается путем увеличения или уменьшения закрутки торсиона, которая выполняется с помощью рукоятки 6. Вращение рукоятки по часовой стрелке обеспечивает закрутку торсиона, что вызывает увеличение упругих свойств сиденья, и, наоборот, при вращении рукоятки против часовой стрелки происходит уменьшение упругости.

Следует иметь в виду, что только при правильном подборе упругости сиденья в зависимости от веса водителя достигается максимальный эффект комфорта.

Сиденье водителя

Рис. 122. Сиденье водителя:

1 — рукоятка механизма регулировки сиденья в продольном направлении; 2 — остов сиденья; 3 — подушка; 4 — система рычагов; 5 — спинка сиденья; 6 — рукоятка механизма закрутки торсиона; 7 — рукоятка изменения наклона спинки сиденья; 5 — амортизатор; 9 — муфта закрутки торсиона; 10 — торсион

Правильность регулировки проверяется субъективно водителем при движении автомобиля.

Сиденье водителя имеет механизм салазкового типа на шариках для регулировки в продольном направлении. Положение сиденья фиксируется при помощи ручки, расположенной слева от подушки. По высоте сиденье регулируется перестановкой крепежных болтов в соответствующие отверстия в подставке. Оптимальный угол наклона спинки сиденья устанавливается перемещением фиксирующей рукоятки, расположенной на левой стороне нижней части спинки.

Боковое сиденье пассажира в транспортных автомобилях имеет удлиненную спинку, которая может откидываться и фиксироваться в удобном для езды положении. Сиденье имеет подлокотники, что в сочетании с откидной спинкой создает хорошие условия для отдыха пассажиров или водителя-сменщика. Кроме того, в кабине этих автомобилей установлено дополнительное полумягкое сиденье для пассажира.

Для отдыха водителей в кабине имеется специальное место за спинками сидений, оборудованное мягким матрацем, и подвесной гамак (по требованию заказчика), который удобно и легко монтируется на передних и задних стойках дверного проема над сиденьями.

Читайте так же  Технические характеристики платформы и кузова прицепов ГКБ-8350, ОдАЗ-9370, ОдАЗ-9770

Система отопления кабины МАЗ

Система отопления (рис. 123) включает в себя отопитель 1, водоподводящие 5 и отводящие 10 шланги и детали арматуры (краник, тройники, крепящие скобки и т. п.).

Схема системы отопления и вентиляции кабины и обдува ветрового стекла

Рис. 123. Схема системы отопления и вентиляции кабины и обдува ветрового стекла

Теплоносителем для отопителя служит жидкость системы охлаждения двигателя. Вентилятор 3 приводится в действие электродвигателем 2, сблокированным с ним на одной оси. Горячая охлаждающая жидкость для отопителя забирается от правого водоотводящего трубопровода двигателя и по шлангам 5 подается в верхний радиатор 4, который последовательно соединен шлангом с нижним радиатором. Отводящий шланг 10 соединяет нижний радиатор с подводящим патрубком водяного насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга 5 установлен сливной кран 11 для слива охлаждающей жидкости из системы подводящих шлангов в случае длительных стоянок при неработающем двигателе (во избежание замерзания).

При включении отопителя соблюдать следующий порядок. При минусовых температурах окружающего воздуха перед заливкой охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя краны 8 на правом водоотводящем трубопроводе двигателя 9 и подводящем патрубке водяного насоса должны быть перекрыты. Таким образом, система отопления окажется закрытой для доступа непрогретой жидкости. Открывать запорные краны можно только при работающем двигателе после того, как температура жидкости в двигателе достигнет не менее 75°С. При этом открыть пробку радиатора, увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя до 1000—1200 в минуту и дать ему проработать на этом режиме в течение не менее 3 мин. Эти условия выполнять обязательно, так как в противном случае охлаждающая жидкость в системе отопления может замерзнуть из-за воздушных пробок в системе, образующихся при пуске отопителя.

Первым следует открывать кран подводящего шланга отопителя на водоотводящем трубопроводе двигателя. После пуска отопителя долить жидкость в радиатор двигателя, закрыть пробку и лишь затем включить электродвигатель отопителя и привести автомобиль в движение. При сливе жидкости из системы охлаждения двигателя открыть сливной кран 11 для слива воды из подводящего шланга 5; после этого кабину опустить во избежание замерзания воды в промежуточном соединительном шланге отопителя.

В отдельных случаях, когда нет уверенности в полном сливе жидкости из системы отопления, ее рекомендуется дополнительно продуть воздухом.

Зимой следует применять жидкости, замерзающие при низкой температуре, например жидкость марки 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Для успешной работы отопителя следить за исправным состоянием термостатов двигателя, пробки радиатора и не допускать пробуксовывания ремня водяного насоса. Зимой при кратковременных остановках число оборотов холостого хода двигателя поддерживать не менее 800—1000 в минуту.

Система вентиляции кабины включает люки 7 в крышке кабины, поворотные и опускные стекла дверей кабины, вентиляторы отопителя, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика. Вентиляционные люки в крышке открываются при вращении рукояток 6.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ