При обслуживании пневматической системы необходимо:
снять с коробки передач редукционный клапан, установить его на специальный стенд и проверить давление выходящего воздуха, которое должно быть в пределах 4,2 ± 0,2 кгс/см2. При необходимости снять пломбу и отрегулировать клапан с помощью установленных под гайкой регулировочных шайб. Клапан запломбировать;
снять с коробки передач клапан включения делителя и механизм переключения с воздухораспределителем, после чего их разобрать, промыть, а рабочие поверхности смазать тонким слоем консистентной смазки 158 (ТУ 38—101-320—77);
отсоединить кран управления делителем от кронштейна, вывернуть болты крепления трубопроводов и крышки к крану, отсоединить корпус крана управления делителем, после чего промыть и смазать рабочие поверхности указанной выше смазкой;
вывернуть винты крепления крышки переключателя крана управления, снять крышку с фиксаторами и пружиной рычага и отсоединить трос от переключателя. Вытянуть трос до упора и замерить выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) должна быть в пределах 26 ± 1 мм. Смазать трос, залив через масленку 10—15 г масла ТСп — 15К;
проверить величину зазора между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя при снятом пылезащитном чехле. При выжиме педали сцепления до упора зазор должен быть в пределах 0,2—0,6 мм. При необходимости отрегулировать зазор, как указано в разделе «Регулировка хода штока клапана включения делителя».
Обслуживание сцепления КамАЗ
Возможные неисправности сцепления КамАЗ и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Сцепление пробуксовывает.
Отсутствует свободный ход муфты выключения сцепления |
Отрегулировать свободный ход муфты |
Попадание смазки на поверхности трения |
Снять сцепление с двигателя и заменить фрикционные накладки или ведомые диски в сборе |
Износ или разрушение фрикционных накладок |
Заменить фрикционные накладки или ведомые диски в сборе |
Сцепление «ведет».
Привод выключения сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вала вилки выключения сцепления |
Проверить исправность привода выключения сцепления (попадание воздуха в гидросистему, утечка рабочей жидкости, увеличенный свободный ход и др.). Устранить обнаруженные неисправности |
Заклинивание привода сцепления.
Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых или загрязненных тормозных жидкостей. |
Заменить манжеты. Следует применять только чистую тормозную жидкость «Нева», ТУ 6-09-550—73 |
Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач.
Застывание рабочей жидкости (повышение вязкости) в приводе или неисправность пневмоусилителя |
Заполнить гидросистему привода выключения сцепления соответствующей рабочей жидкостью и устранить неисправность пневмоусилителя |
Особенности снятия и установки сцепления на двигатель КамАЗ
При снятии сцепления с двигателя необходимо предварительно ввернуть в нажимной диск до упора в кожух четыре стяжных болта М 10х1,25×62, а затем вывернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику.
При установке сцепления на двигатель надо сначала завернуть болты крепления кожуха к маховику, а потом вывернуть из нажимного диска стяжные болты. Ведомые диски при этом должны быть с помощью оправки сцентрированы относительно оси коленчатого вала.
При подсоединении коробки передач к двигателю нагружение ведомых дисков сцепления весом коробки передач при установке недопустимо.
В случае замены отдельных деталей сцепления необходимо перед его установкой на двигатель проверить положение упорного кольца оттяжных рычагов. Для проверки нажимной диск в сборе без стяжных болтов надо установить на контрольную подставку или на маховик со вставкой, обеспечивающие установочные размеры А = 29 ± 0,1 мм, Б = 54 + 0,3 мм, биение торца Т2 упорного кольца относительно торца Т1 — не более 0,2 мм.
При нарушении положения упорного кольца следует отрегулировать положение кольца на приспособлении с помощью гаек 3, восстановив размер Б. Регулировка положения упорного кольца с помощью указанных гаек на автомобиле запрещается.
После монтажа сцепления на двигателе биение должно быть не более 0,5 мм.
Рис. 168. Нажимной диск в сборе с кожухом на контрольной подставке:
1 — контрольная подставка; 2 — болт; 3 — регулировочная гайка; 4 — стопорная пластина; 5 — упорное кольцо; 6 — стяжной болт.
Регулировка привода механизма выключения сцепления
При полностью изношенных накладках муфта упирается в торец крышки первичного вала коробки передач или делителя. В этом случае нужно заменить фрикционные накладки и отрегулировать привод.
Регулировка привода заключается в проверке и регулировке свободного хода муфты и проверке полного хода рычага вала вилки выключения сцепления.
Проверка свободного хода муфты осуществляется перемещением вручную рычага вала вилки от регулировочной сферической гайки толкателя поршня пневмоусилителя сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его следует отрегулировать с помощью сферической гайки толкателя поршня пневмоусилителя до величины 4—5 мм. Это соответствует свободному ходу муфты 3,6 ± 0,4 мм.
Полный ход рычага вала вилки проверяется нажатием педали сцепления до упора. Полный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, должен быть не менее 25 мм, а свободный ход рычага — в пределах, указанных выше.
В случае недостаточного хода поршня пневмоусилителя необходимо проверить свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре гидравлической системы, а при необходимости прокачать гидравлическую систему привода сцепления.
Регулировка свободного хода педали сцепления
Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен быть равен 6—12 мм. Замерять его следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход выходит за эти пределы, то необходимо выполнить следующее:
отрегулировать зазор между поршнем и толкателем 10 поршня главного цилиндра эксцентриковым пальцем 13, который соединяет верхнюю проушину толкателя 10 с рычагом 12 педали при положении, когда оттяжная пружина 15 прижмет педаль сцепления к верхнему упору.
После этого надо повернуть эксцентриковый палец 13 так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6—12 мм.
Выполнив перечисленное, необходимо затянуть и зашплинтовать корончатую гайку.
Рис. 54. Привод механизма выключения сцепления:
1 – планка крепления пружины; 2 — трубка подвода воздуха к пневмоусилителю; 3 — рычаг вала вилки; 4 — сферическая гайка; 5 — контргайка; 6 — толкатель поршня; 7 и 15 — оттяжные пружины; 8 — пневматический усилитель; 9 — кронштейн крепления педали сцепления; 10 — толкатель поршня главного цилиндра; 11 — ограничитель хода педали; 12 — рычаг; 13 — эксцентриковый палец; 14 — педаль сцепления; 16 — главный цилиндр.
Проверка пневмосистемы на герметичность
Место утечки воздуха определяют на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в положение «Высшая передача» или «Низшая передача», нужно прослушать воздухопроводы пневмосистемы управления делителем, а выжав педаль сцепления до упора, — воздухопроводы системы переключения делителя.
Обнаруженную утечку необходимо устранить подтягиванием болтов и накидных гаек и заменой уплотнительных шайб.
Регулировка дистанционного привода управления механизмом переключения передач
Перед регулировкой установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение, а далее:
ослабить стяжные болты 31 регулировочного фланца 22, вывернуть четыре соединительных болта 23 и навернуть на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу 21;
отвернуть контргайки 7 и 29 установочных винтов 1 и 28. Застопорить головку передней тяги 10 и шток 30 ввертыванием установочных винтов, совмещая их концы с отверстиями в рычаге переключения передач и штоке;
свинчивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока рычага по всей плоскости, соединить их с помощью четырех соединительных болтов. Фланец закрепить на промежуточной тяге с помощью стяжных болтов;
вывинтить на 31 мм установочный винт, расположенный на передней опоре привода, а установочный винт, расположенный на задней опоре рычага — на 16 мм. После этого застопорить их контргайками.
Рис. 63. Делитель передач:
1 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 2 — роликоподшипник; 3 — промежуточный вал; 4 — картер; 5 и 23 — шарикоподшипники; 6 — стопорное кольцо; 7 — уплотнительное кольцо; 8, 13, 24 и 26 — прокладки; 9 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 10 — упорная шайба; 11 — стопорная планка; 12 — шестерня промежуточного вала; 14 — первичный вал; 15 — сальник; 16 — рычаг вилки механизма переключения; 17 — сухарь вилки; 18 — вилка механизма переключения; 19 — валик вилки; 20 — гайка; 21 — установочная втулка шарикоподшипника; 22 — маслонагнетательное устройство; 25 — крышка подшипника первичного вала; 27 — крышка люка; 28 — сегментная шпонка; 29 — синхронизатор; 30 — шестерня первичного вала; 31 — роликоподшипник.
Регулировка хода штока клапана включения делителя
Регулировку следует проводить в следующем порядке:
проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать;
отвернуть гайки упора штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилителя. Снять резиновый пылезащитный чехол с крышки и штока клапана;
нажать до упора педаль сцепления;
подвести упор клапана включения до соприкосновения со штоком клапана и дополнительно переместить его в сторону штока клапана, обеспечив зазор между торцом крышки клапана и органичителем хода штока клапана 0,2—0,6 мм. Упор клапана закрепить в указанном положении гайками и стопорными шайбами. Надеть резиновый пылезащитный чехол на шток и крышку клапана.