Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:
- заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью;
- заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;
- следить за температурой охлаждающей жидкости которая должна быть в пределах 80—98 °С;
- регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости добавлять. Уровень замерять только на холодном двигателе;
- менять охлаждающую жидкость после каждого года эксплуатации;
- следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, так как охлаждающая жидкость, просачивающаяся в полость подшипников, выводит подшипники из строя. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует подтекание охлаждающей жидкости из дренажного отверстия насоса.
В случае нарушения температурного режима в системе охлаждения проверить исправность термостатов и датчика включателя гидромуфты.
В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
Заполнение системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью
Температуру замерзания смеси жидкости ТОСОЛ — А с водой можно определить по ее плотности, замеренной с помощью денсиметра (ГОСТ 1300—74) при температур смеси 20 °С.
Сведения о составе и плотности низкозамерзающих жидкостей приведены в табл. 4.
Концентрированная жидкость ТОСОЛ-А, а также ее смесь с водой ядовиты, и поэтому при обращении с ним надо соблюдать меры предосторожности.
Таблица4.
Состав и плотность низкозамерзающих жидкостей.
наименование |
Температура окружающего воздуха, 0С |
|
До — 40 |
До — 65 |
|
Низкозамерзающая жидкость |
ТОСОЛ-А40 |
ТОСОЛ-А65 |
Состав низкозамерзающей жидкости (по объему), %: ТОСОЛ-А |
56 |
65 |
дистиллированная вода |
44 |
35 |
Плотность низкозамерзающей жидкости при 20 °С, г/см3. |
1,077 – 1,085 |
1,085 – 1,095 |
Перед заправкой необходимо открыть паровоздушную пробку расширительного бачка и через наливную горловину заполнить систему охлаждения жидкостью до уровня, при котором объем жидкости составит 2/3 объема бачка.
При этом уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке несколько понижается, но остается выше крана контроля (см. ниже: «Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения»).
При заполнении системы охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью следует открыть кран системы отопления (верхний рычаг поставить в крайнее правое положение).
Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения
Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться выше крана контроля уровня, при этом объем жидкости в бачке должен составлять 2/3 объема бачка. Его проверяют открытием крана контроля уровня, установленного на расширительном бачке.
Если при этом из крана не потечет жидкость, то уровень является недостаточным, и его необходимо восстановить, т. е. долить охлаждающую жидкость. Доливать жидкость рекомендуется в следующей последовательности:
- закрыть кран контроля уровня;
- снять паровоздушную пробку наливной горловины;
- долить жидкость через наливную горловину;
- закрыть паровоздушную пробку расширительного бачка.
Только в случае значительной и внезапной утечки жидкости из системы охлаждения и если нет низкозамерзающей охлаждающей жидкости, допускается доливать мягкую чистую воду. Однако при возвращении на базу необходимо слить всю жидкость из систем охлаждения и отопления, а затем заправить их соответствующей низкозамерзающей жидкостью.
Регулировка натяжения ремней КамАЗ
Натяжение ремней проверяют нажатием на середину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. Нормально натянутые ремни должны прогибаться на 15—22 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, необходимо отрегулировать их натяжение.
Натяжение ремней привода водяного насоса и генератора регулируют изменением положения оси генератора.
Заменить ремни в случае выхода из строя одного из них следует комплектно.
Слив охлаждающей жидкости из систем охлаждения и отопления
Для слива жидкости необходимо открыть кран системы отопления, снять паровоздушную пробку с горловины расширительного бачка и отвернуть конические пробки, закрывающие указанные выше сливные отверстия.
При кратковременном использовании в системе охлаждения воды вместо низкозамерзающей жидкости сливать ее следует только при рабочем положении кабины. Автомобиль при этом должен быть установлен на ровной площадке.
Запрещается пускать двигатель и давать ему кратковременно работать после слива охлаждающей жидкости (такой прием часто используют для удаления остатков жидкости из системы), так как это может привести к перегреву деталей цилиндропоршневой группы и преждевременному выходу двигателя из строя.