Обслуживание тормозных механизмов заключается в периодическом осмотре их, регулировке зазоров между колодками и барабанами, а также в очистке трущихся поверхностей колодок, барабанов и валов разжимных кулаков.
При осмотре тормозных механизмов необходимо проверить:
1. Надежность крепления суппортов к фланцам осей.
2. Затяжку гаек осей колодок, гаек болтов крепления кронштейнов и опор разжимных кулаков.
3. Состояние фрикционных накладок. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок 0,5 мм, то надо сменить тормозные накладки. При замене накладок левого или правого тормозного механизма следует заменить все накладки обоих тормозов (левого и правого). В крайнем случае допускается заменить накладки только одной колодки, но с обязательной заменой накладок на одноименной колодке другого тормозного механизма. Накладки необходимо предохранять от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить путем чистки и промывки.
4. Состояние валов разжимных кулаков. Вал должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. Если вал вращается туго, то нужно очистить рабочие поверхности вала и кронштейна от ржавчины и грязи, смазать их тонким слоем консистентной смазки и после установки вала удалить лишнюю смазку.
Тормозные механизмы следует регулировать в том случае, если не обеспечиваются необходимый тормозной путь и одновременность действия тормозов всех колес.
Перед регулировкой нужно вывесить колеса и проверить, правильно ли затянуты подшипники ступиц колес. При этом тормозные барабаны должны быть холодными; стояночный тормоз должен быть выключен.
Регулировка тормозов может быть полной или частичной.
Полная регулировка необходима после разборки и ремонта тормозов или при нарушении концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.
Полную регулировку нужно проводить в такой последовательности.
1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одна к другой (метки нанесены на торцах осей). Отпустить гайки болтов крепления опоры разжимного кулака к суппорту и болты крепления кронштейна разжимного кулака к балке оси.
2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1—1,5 кгс/см2. При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в направлении движения штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану.
Поворачивая эксцентрики в одну и другую сторону добиться того, чтобы колодки плотно прилегли к тормозному барабану. Прилегание колодок проверять щупом через окна в щитке тормоза, расположенные на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.
3. Не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от поворачивания, надежно затянуть гайки осей, болты крепления кронштейна разжимного кулака к балке оси прицепа и гайки болтов крепления опоры разжимного кулака к суппорту.
4. Отпустить регулировочный рычаг.
5. Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 10—25 мм. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий.
6. Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок.
При указанной регулировке зазоры между тормозным барабаном и накладками колодок могут быть следующие: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм.
Частичную регулировку проводят для уменьшения зазора между колодками и тормозным барабаном, появившегося в результате износа накладок. Наличие больших зазоров, при которых требуется частичная регулировка, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных , камер, который не должен превышать 40 мм.
Частичная регулировка осуществляется только вращением осей червяков регулировочных рычагов. При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как при этом может нарушаться плотность прилегания колодок к барабану при торможении.
При проведении частичной регулировки надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер, равный 15 мм. Для получения одинаковой эффективности торможения всех колес следует стремиться к тому, чтобы ход штоков правых и левых камер каждой оси был одинаков.