Минский автомобильный завод, специализирующийся на производстве автомобилей большой грузоподъемности, начиная с 1965 г. перешел на выпуск новых транспортных и специализированных автомобилей семейства МАЗ-500 взамен автомобилей МАЗ-200 и его модификаций.
В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей завод в конце 1970 г. начал выпуск модернизированных автомобилей семейства МАЗ-500А. Новые автомобили МАЗ обладают высокими технико-экономическими показателями и отвечают требованиям, предъявляемым к современному грузовому автомобилю. Признанием совершенства конструкции и высокой надежности новых автомобилей МАЗ явилось присвоение государственного Знака качества автомобилям МАЗ-500А и МАЗ-504А.
К числу транспортных автомобилей нового семейства относятся:
- МАЗ-500А (рис. 1) — двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось и бортовой платформой;
- МАЗ-516 (рис. 2) — трехосный автомобиль с приводом только на среднюю ось и бортовой платформой. Автомобиль МАЗ-516 оборудован механизмом для вывешивания дополнительной оси при движении без груза, вследствие чего уменьшаются сопротивление качению, износ шин, расход топлива и увеличивается сцепной вес. Механизм включает в себя гидравлическое устройство с пневматическим управлением из кабины водителя и устройство для крепления дополнительной оси в вывешенном состоянии;
- МАЗ-504А (рис. 3) — двухосный автомобиль-тягач с приводом на заднюю ось.
Кабина автомобилей семейства МАЗ-500А, как и у автомобилей семейства МАЗ-500, опрокидывающаяся и расположена над двигателем. Такай компоновка автомобиля позволила по сравнению с автомобилями семейства МАЗ-200 значительно повысить грузоподъемность вследствие рационального распределения нагрузки между осями, уменьшить базу и общую длину автомобиля, а грузовую платформу увеличить. Кроме того, переднее расположение кабины обеспечивает хорошую обзорность дороги с места водителя, а опрокидывание кабины вперед дает максимально возможный доступ ко всем системам и механизмам двигателя, электрооборудования, рулевого управления и передней оси.
Рис. 1. Автомобиль МАЗ-500А
Рис. 2. Автомобиль МАЗ-516
Рис. 3. Автомобиль МАЗ-504А
Особое внимание в конструкции автомобилей уделено облегчению управления и технического обслуживания, повышению комфортабельности и улучшению условий для работы водителя.
В просторной цельнометаллической кабине, кроме водителя, могут свободно располагаться два пассажира. Для отдыха водителя за спинками сидений оборудовано спальное место с мягким матрацем. Приятный интерьер кабины с мягкими тонами обивки, хорошая термошумоизоляция от отсека двигателя, наличие радиоприемника, регулируемое мягкое подрессоренное сиденье водителя снижают утомляемость водителя и создают хорошие условия для работы.
Хорошие тягово-динамические качества новых автомобилей достигнуты за счет установки четырехтактного дизельного 6-цилиндрового двигателя ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с. с V-образным расположением цилиндров.
Двигатель ЯМЗ обладает высокой экономичностью, износостойкостью и хорошими пусковыми качествами.
Электропусковая система двигателя обеспечивает его надежный пуск без применения подогрева при температуре минус 5°С. На автомобилях семейства МАЗ-500А устанавливается двухдисковое сцепление и коробка передач с удачно подобранными передаточными числами трансмиссии, которые обеспечили более высокую среднюю эксплуатационную скорость движения, что является важным фактором повышения производительности.
Для облегчения выключения сцепления в конструкцию его привода введен пневматический усилитель.
Особенностью конструкции заднего моста является наличие колесных передач в ступицах задних колес и центрального редуктора. Такая конструкция моста обеспечила высокую прочность всех его деталей, повышенный дорожный просвет, возможность получения различных передаточных чисел заднего моста в зависимости от типа применяемого автомобиля за счет установки сменных цилиндрических шестерен колесной передачи с разными числами зубьев при сохранении межцентрового расстояния между шестернями.
Передняя ось имеет увеличенную размерность шкворневой группы и подшипников колес. На автомобилях установлены бездисковые колеса, отличающиеся более простым креплением и высокой долговечностью.
Рессоры автомобилей семейства МАЗ-500А изготовлены из листов различной толщины, что в сочетании с современными телескопическими амортизаторами передней подвески значительно повысило комфортабельность автомобиля.
Рулевое управление новых автомобилей обеспечивает легкость и удобство управления. Это достигается за счет применения перекатывающихся шариков в паре винт — гайка рулевого механизма, эффективного гидравлического усилителя рулевого управления и телескопической рулевой колонки с удобно расположенным рулевым колесом.
В шарнирах карданных валов установлены подшипники увеличенной размерности.
На автомобилях применена эффективная тормозная система, обеспечивающая надежное торможение автомобиля вследствие установки нового компрессора, имеющего большую производительность, тормозных камер увеличенного объема и введения опорных роликов в колодочном механизме для уменьшения трения. Установка моторного тормоза на всех автомобилях МАЗ снижает энергонагруженность рабочих тормозов и их износ, особенно в условиях гористой местности. Ручной тормоз новой конструкции с двойным самоусилением обеспечивает надежное удержание автомобиля на значительных уклонах.
Особенностью системы электрооборудования является установка генератора переменного тока повышенной мощности, обеспечивающего высокую работоспособность аккумуляторных батарей и надежность в эксплуатации всей системы электрооборудования.
Все это позволило у автомобилей семейства МАЗ-500А одновременно с улучшением технических показателей (повышение грузоподъемности и скорости движения) в 1,5 раза повысить долговечность в сравнении с автомобилями семейства МАЗ-500.
Большая грузоподъемность новых автомобилей, высокая максимальная и средняя скорости, экономичность и надежность, высокая степень унификации всего семейства МАЗ-500А делает их высокопроизводительными и удобными в эксплуатации транспортными средствами.