Правильное вождение автопоезда и автомобиля является важнейшим условием безаварийной работы и увеличения срока их службы и средней скорости движения, снижения расхода топлива и обеспечения высоких технико-экономических показателей использования этих транспортных средств.
Полная масса автомобиля и автопоезда не должна превышать установленной нормы. Перегрузка приводит к преждевременному выходу из строя шин, рулевого управления, деталей трансмиссии, увеличивает расход топлива.
Нельзя начинать движение автопоезда при давлении в контурах пневматического привода тормозных механизмов, пока не погаснут лампы падения давления воздуха и не прекратится гудение звукового сигнала.
Начинать движение следует только после прогрева двигателя, плавно, избегая рывков, так как резкое трогание с места приводит к пробуксовке колес, ускоренному износу шин и перерасходу топлива. Порядок переключения передач показан.
Рис. 154. Схема переключения передач:
В — высшая передача в делителе; Н — низшая передача в делителе; 1-5 — передачи в основной коробке передач; 3Х — задний ход.
Переключать передачи следует плавно, перемещая рычаг и обязательно выключив сцепление. Рекомендуется кратковременно задержать рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, не следует включать передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу. С целью лучшего использования мощности двигателя при разгоне нельзя включать более высокую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной при полной подаче топлива. Для включения прямой передачи при движении накатом следует нажать на педаль подачи топлива с целью выравнивания угловых скоростей первичного и вторичного валов коробки передач, а затем включать передачу.
Для повышения срока службы синхронизаторов рекомендуется при переходе с высших передач на низшие применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую применение указанного выше способа переключения обязательно.
Передачу заднего хода в коробке нужно включать только после полной остановки автомобиля.
При движении не следует держать ногу на педали сцепления, так как это приводит к частичному выключению сцепления и пробуксовыванию диска, что вызывает повышенный износ фрикционных накладок и разрушение подшипника выключения сцепления.
Не следует перегружать двигатель, допускать падения частоты вращения коленчатого вала ниже 1200 об/мин, при увеличении нагрузки своевременно переходить на низшую передачу в коробке передач.
Не следует допускать постоянной работы двигателя при полной подаче топлива. Надо умело использовать спуски для увеличения скорости с целью преодоления подъемов за счет инерции.
Частоту вращения коленчатого вала двигателя необходимо держать ниже максимальной, установленной регулятором. Продолжительная работа с максимальной частотой вращения приводит к повышенному износу деталей двигателя.
При движении необходимо постоянно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп. Давление масла в системе смазки двигателя при максимальной частоте вращения коленчатого вала должно быть 4,0—5,5 кгс/см2, а при минимальной частоте вращения холостого хода — не менее 1 кгс/см2; температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения — в пределах 80—98 °С; давление воздуха в контурах пневматического привода тормозов — в пределах 6,0—7,5 кгс/см2. Давление воздуха в шинах должно быть в пределах, указанных в таблице, помещенной в разделе «Обслуживание шин».
Помимо приборов о состоянии систем и агрегатов сигнализируют контрольные лампы: при падении давления в системе смазки двигателя ниже 0,4—0,8 кгс/см2 загорается контрольная лампа в указателе давления масла; при повышении температуры охлаждающей жидкости выше 101 ± 3 °С — в указателе температуры воды, при уменьшении топлива в баке до 1/8 полной емкости — в указателе уровня топлива.
При включении стояночного тормоза, межосевого дифференциала, указателей поворотов, при падении давления в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 5 кгс/см2 загораются контрольные лампы в левом и правом блоках контрольных ламп, при включении нитей дальнего света в фарах — в спидометре.
Скорость движения автопоезда следует выбирать в зависимости от дорожных условий. Недопустимо движение с большой скоростью по дорогам с неровной и выбитой поверхностью (особенно движение без груза).
При маневрировании автопоезда необходимо учитывать, что на поворотах происходит смещение прицепа к центру поворота. Поэтому следует на поворотах выдерживать скорость, обеспечивающую безопасность движения. Тормозить надо плавно.
Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки необходимо принять меры, исключающие возможность скатывания автопоезда: включить стояночный тормоз и передачу в коробке передач и подложить колодки под задние колеса автомобиля и прицепа.
В пути водитель должен следить за движением полуприцепа; виляние, подергивание, односторонний увод являются признаками износа деталей седельно-сцепного устройства, ходовой части и других основных узлов полуприцепа.
При переезде через кюветы и неровности нельзя допускать контакта полуприцепа с тягачом, так как возможен вырыв шкворня полуприцепа из захватов седла (самопроизвольная расцепка).
Автопоезд имеет большую длину и значительную массу, поэтому при движении нужно соблюдать особую осторожность, не превышать максимально допустимую скорость. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков.