Подогреватель (рис. 34) предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой температуре окружающего воздуха. Подогреватель работает на топливе, применяемом для двигателя, и включен в систему охлаждения двигателя. Подогреватель может прогревать двигатель, система охлаждения которого заполнена водой или антифризом.
Рис. 34. Предпусковой подогреватель:
1 — топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 — заливная воронка; 4 — регулировочная игла; 5 — электродвигатель с вентилятором; 6 — сливной кран трубопровода; 7 — ручка управления краном; 8 — соединитель проводов; 9 — конденсатор; 10 — шланг подвода воздуха; 11 — свеча накаливания; 12 — отводящая трубка от двигателя к котлу; 13 — лоток; 14 — сливной кран котла; 15 — котел подогревателя; 16 — трубка от электромагнитного клапана; 17 — подводящая трубка от котла к двигателю; 18 — переключатель; 19 — контрольная спираль; 20 — пульт управления; 21 — выключатель свечи; 22 — трубка; 23 — электромагнитный клапан; 24 — топливный кран; 25 — спираль подогрева электромагнитного клапана
На щите двигателя смонтирован в отдельном кожухе пульт 20 управления подогревателем, на котором установлены выключатель 21 свечи, контрольная спираль 19 и переключатель 18. Переключатель имеет три положения:
0 — все выключено (ручка нажата до отказа);
1 — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на 1/2 хода);
II — включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа).
Рис. 35. Схема электрооборудования предпускового подогревателя:
1 — соединитель; 2 — конденсатор; 3 — электродвигатель вентилятора подогревателя; 4 — электромагнит топливного клапана; 5 — свеча накаливания; 6 — спираль подогрева топливного клапана; 7 — контрольная спираль; 8 — выключатель свечи зажигания; 9 — переключатель режимов работы
Для подогрева электромагнитного клапана в процессе пуска подогревателя в корпусе клапана установлена спираль, включенная последовательно со свечой накаливания и спиралью, предназначенной для контроля работы свечи. Включается спираль одновременно со свечой одним и тем же выключателем. Электрическая схема пульта управления подогревателем показана на рис. 35.
Необходимо следить за тем, чтобы не было подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов, шлангов и кранов, и немедленно устранять неисправности. Нужно регулярно осматривать и подтягивать гайки и болты крепления подогревателя и топливного бачка, проверять затяжку деталей крепления пульта, наконечников на зажимах и очищать все приборы от грязи.
При сезонном техническом обслуживании (осенью) надо промывать котел подогревателя (не снимая его с автомобиля) чистой подогретой водой под давлением до тех пор, пока из сливного крана котла не потечет чистая вода. Промывают котел через заливную воронку подогревателя. При промывке следует обращать внимание на чистоту отверстий сливных кранов, так как накипь может перекрыть отверстия и вода не будет сливаться.
Необходимо также промыть в керосине или бензине топливный бачок и трубки, каналы корпуса, каналы электромагнитного клапана, регулировочную иглу и топливный фильтр. Следует очистить от грязи сердечник клапана, проверить состояние проводов и крепление пульта управления подогревателем; очистить от нагара свечу накаливания; продуть сжатым воздухом котел, камеру сгорания и выпускной патрубок, отсоединив шланг подачи воздуха; снять с котла лоток и очистить его от грязи. При промывке системы охлаждения двигателя нужно промывать также котел и отводящие трубки подогревателя.