Перед пуском двигателя необходимо убедиться в герметичности всех соединений системы питания воздухом, проверить целостность воздуховодов и резиновых патрубков, надежность затяжки хомутов в соединениях деталей тракта от воздушного фильтра к двигателю.
Порядок действия при пуске двигателя зависит от его теплового состояния, а также температуры окружающего воздуха.
Электропусковая система при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает пуск двигателя при температуре до —15 °С без применения средств облегчения пуска. Однако уже при температуре окружающего воздуха ниже —5 °С рекомендуется для облегчения пуска холодного двигателя использовать электрофакельное устройство, а ниже —25 °С — предпусковой подогреватель.
Пускать холодный двигатель без применения средств облегчения пуска надо в такой последовательности:
нажать на кнопку выключателя «массы»;
установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартер в первое фиксированное положение;
установить рукоятку останова двигателя в рабочее положение;
установить рукоятку ручного управления подачей топлива в положение, соответствующее средней частоте вращения коленчатого вала, предварительно нажав на педаль подачи топлива, и включить стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение;
после начала работы двигателя немедленно (во избежание «разноса» стартера) отпустить ключ выключателя стартера и установить рукоятку ручного управления подачей топлива в положение, соответствующее минимальной частоте вращения коленчатого вала.
Если двигатель не пускается, то следует повторить указанные выше операции.
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1 мин. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, то следует найти и устранить неисправность.
Перед пуском прогретого двигателя следует нажать на педаль управления рычагом регулятора подачи топлива и установить ее в положение, соответствующее средней частоте вращения вала, затем отпустить. Включить стартер и после начала работы двигателя отпустить ключ выключения стартера.
После пуска двигатель надо прогреть, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала от минимальной до средней.
Движение автомобиля следует начинать только после прогрева двигателя. Запрещается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом. Нельзя допускать работу двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 70 °С, так как значительно ухудшается сгорание топлива, на стенках гильз конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз и поршневых колец.
Категорически запрещается для облегчения пуска двигателя использовать открытый огонь факела или паяльной лампы, направляя его в воздушный фильтр. Это приводит к прогоранию фильтрующего элемента или резинового патрубка. Необходимо помнить, что герметичность впускного тракта и исправность фильтроэлемента воздухофильтра являются залогом экономичной и долговечной работы двигателя.
Пуск двигателя с применением электрофакельного устройства нужно осуществлять следующим образом:
установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач, а рукоятку останова двигателя — в рабочее положение;
установить рукоятку ручного управления подачей топлива в положение, соответствующее средней частоте вращения коленчатого вала, предварительно нажав на педаль подачи топлива;
прокачать ручным топливоподкачивающим насосом топливо в системе питания двигателя (после стоянки более суток);
включить выключатель («массу») аккумуляторных батарей;
установить ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение;
нажать на кнопку включателя электрофакельного устройства и удерживать ее в течение всего времени пуска, одновременно наблюдая за показанием стрелки амперметра (нормальное положение стрелки около отметки «30»);
запрещается удерживать во включенном состоянии кнопку у электрофакельного устройства (ЭФУ) при зашкаливании стрелки амперметра на щитке приборов во избежание перегорания термореле электрофакельного устройства и оплавления изоляции проводов. Продолжительность работы электрофакельного устройства при пуске двигателя не должна превышать 60 с;
выключить сцепление;
после загорания контрольной лампы включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе положение, удерживая кнопку выключателя электрофакельного устройства во включенном положении.
Продолжительность непрерывной работы стартера 15 с. Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывное включение стартера в течение 25 с;
после пуска двигателя отпустить ключ выключателя приборов и стартера (возвратить в первое положение), а кнопку выключателя электрофакельного устройства удерживать до выхода двигателя на устойчивый режим работы, но не более 60 с.
Увеличение продолжительности включения стартера более указанного значения может привести к преждевременному выходу из строя свечей.
В случае неудачной попытки нужно пуск повторить с выдержкой между включениями в течение 1—2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток необходимо определить и устранить причину неисправности.
Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя надо проводить в такой последовательности.
1. Открыть кран отбора топлива, расположенный на топливном бачке подогревателя, и заполнить топливную систему подогревателя, сделав несколько качков ручным топливоподкачивающим насосом.
2. Продуть газоход котла и подогреть топливо. Для этого включить электродвигатель насосного агрегата и электродвигатель топлива, переведя ручку переключателя в положение III на следующее время (в с) в зависимости от температуры (в °С) окружающего воздуха:
20 до — 20
60 до — 40
30 —30
90 —50
3. Включить электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный клапан и пусковую свечу подогревателя, для чего перевести рукоятку переключателя в положжение I и удерживать ее в этом положении не более 30 с до появления в котле характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелке воспламенилось.
4. Отпустить рукоятку переключателя. При этом она автоматически займет положение II, при котором выключается электроискровая свеча. Продолжающийся ровный гул в котле будет свидетельствовать о том, что подогреватель вышел на режим устойчивой работы. Пуск исправного подогревателя после предварительного подогрева топлива происходит быстро, через 10—15 с после перевода рукоятки переключателя в положение I.
5. При неудавшемся пуске подогревателя перевести рукоятку переключателя в положение 0 и через минуту повторить пуск в указанной выше последовательности. Если после двух попыток с включением электроискровой свечи на 30 с и интервалами между попытками 1 мин подогреватель не пустился, то необходимо найти и устранить причину неисправности.
6. Когда жидкость в системе охлаждения двигателя прогреется до температуры 70—80 °С (по термометру автомобиля), прекратить подачу топлива, установив рукоятку переключателя в положение III, а затем по истечении 20—30 с перевести ее в положение 0.
Дальнейшие операции по пуску двигателя после прогрева его предпусковым подогревателем такие же, как при температурах окружающего воздуха, не требующих применения средств облегчения пуска.
Двигатель и предпусковой подогреватель необходимо содержать в чистоте, так как течь топлива и масла может послужить причиной возникновения пожара.
Прогрев двигателя предпусковым подогревателем, когда система охлаждения заполнена водой. В тех случаях, когда обстановка вынуждает заполнять систему охлаждения водой, прогревать двигатель надо в следующей последовательности.
1. Подготовить мягкую воду без механических примесей в количестве, обеспечивающем заполнение всего объема системы охлаждения двигателя и отопления кабины.
2. Закрыть жалюзи радиатора, отключить масляный радиатор и откинуть кабину.
3. Открыть наливные пробки расширительного бачка и воронки подогревателя. Ввернуть все пробки (или закрыть все сливные краны, если они были установлены вместо пробок), закрыть регулировочный кран отопителя кабины. Если в установленных вместо пробок кранах образовался лед, то их следует закрыть в процессе прогрева двигателя, т. е. после того, как из них пойдет вода.
4. До начала заполнения системы охлаждения водой произвести пробный пуск и после 10—15 с работы выключить подогреватель. Пускать и выключать подогреватель рекомендуется в последовательности, указанной выше.
5. Через воронку подогревателя налить в котел 2 л воды и сразу же пустить подогреватель. В случае неудачного запуска подогревателя или его самопроизвольной остановки повторить запуск, а при отказе немедленно слить воду из системы.
6. Немедленно после начала работы подогревателя дополнительно налить через воронку котла 4 л воды, завернуть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя.
7. Когда двигатель прогреется до открытия термостата (появление пара из заливной горловины расширительного бачка), наполнить через горловину расширительного бачка систему охлаждения до полного объема, после чего закрыть пробку горловины; уровень жидкости контролировать с помощью контрольного крана.
8. После окончания заправки системы охлаждения водой опустить кабину и дать подогревателю проработать еще от 3 до 8 мин (в зависимости от температуры окружающего воздуха), а затем выключить подогреватель. Останавливать подогреватель надо в указанной выше последовательности.
9. Пустить двигатель автомобиля стартером.
10. При достижении температуры воды в системе охлаждения 70—80 °С открыть регулировочный кран отопителя кабины. Долить воду в расширительный бачок до верхнего уровня. После этого можно начинать движение автомобиля.
Эксплуатация автомобиля при кратковременном использовании воды в системах охлаждения и отопления.
Надежная работа систем охлаждения и отопления гарантируется при использовании в качестве охлаждающей жидкости низкозамерзающей жидкости ТОСОЛ-А. И только в случаях крайней необходимости допускается кратковременное использование воды.
При заправке системы охлаждения двигателя водой сливной и регулировочный краны системы отопления должны быть закрыты. После заполнения системы охлаждения водой (до контрольного крана на расширительном бачке) двигатель надо пустить и прогреть до температуры 80 °С. Когда частота вращения коленчатого вала достигнет 1500 об/мин, следует с помощью расположенной на щитке приборов рукоятки открыть регулировочный кран системы отопления. После заполнения системы отопления горячей водой необходимо долить воду в расширительный бачок до требуемого уровня.
Запрещается регулировочный кран системы отопления прикрывать более чем на половину хода рычага управления при минусовых температурах наружного воздуха.
Во избежание замерзания воды в системе отопления запрещается включать вентиляторы, когда нет циркуляции воды (т. е. при неработающем двигателе), а также при недостаточно прогретом двигателе.
Правила пользования предпусковым подогревателем.
1. Постоянно помнить, что небрежное обращение с подогревателем, а также его неисправность могут явиться причиной пожара.
2. Пускать подогреватель могут лица, хорошо изучившие указания инструкции.
3. Водитель должен всегда присутствовать при прогреве двигателя, следить за горением топлива в котле до выключения подогревателя и иметь огнетушитель на случай возникновения пожара.
4. Во избежание отравления угарным газом не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
5. Содержать в чистоте и исправности не только предпусковой подогреватель, но и двигатель, так как замасленность двигателя (особенно его картера) и подтекание топлива могут послужить причиной возникновения пожара.
6. Не допускать работу подогревателя более 15 с без воды в котле.
7. Во избежание повреждения котла нельзя дозаправлять подогреватель при перегреве водой (когда нет жидкости). Эта операция может быть выполнена только после того, как котел несколько охладится.
8. Запрещается пользоваться подогревателем до устранения неисправности в случае появления открытого пламени на выпуске при установившемся режиме работы подогревателя.
Пуск двигателя при поднятой кабине. Пуск двигателя осуществляют с помощью переключателя, установленного под опорой рычага переключения передач в следующей последовательности.
1. Подготовить двигатель к пуску в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе «Пуск двигателя».
2. Повернуть рукоятку переключателя (установлен под опорой рычага переключения передач) — включится стартер.
3. После начала устойчивой работы двигателя не более чем через 15 с отпустить рукоятку.
Включение механизма постоянной подачи топлива.
Механизм постоянной подачи топлива способен удерживать педаль подачи топлива в промежуточном положении, обеспечивающем работу двигателя на холостом ходу от минимальной частоты вращения до частоты вращения, необходимой при прогреве двигателя и накачке шин.
Пользоваться этим механизмом нужно следующим образом.
1. Нажать на педаль привода управления подачей топлива до получения необходимого скоростного режима работы двигателя.
2. Вытянуть трос механизма постоянной подачи топлива и повернуть рукоятку троса, что обеспечивает фиксацию механизма.
3. Для отключения механизма постоянной подачи топлива необходимо нажать на педаль, повернуть рукоятку троса, возвратить трос в первоначальное положение и отпустить педаль, которая должна возвратиться в положение холостого хода.
Использовать механизм постоянной подачи топлива при движении автомобиля воспрещается.