Техническое обслуживание буксирного прибора МАЗ
Техническое обслуживание буксирного прибора заключается в смазке и очистке его от грязи. Направляющие стержня буксирного крюка смазывают через пресс-масленки при технических осмотрах автомобиля. Оси замка и защелки смазывают солидолом при сборке на заводе. В процессе эксплуатации указанные детали смазывают согласно карте смазки.
Надежность и долговечность работы буксирного прибора во многом зависят от правильности затяжки гайки 3 (см. рис. 77).
Следует помнить, что чрезмерная затяжка гайки, так же как и недостаточная ее затяжка, приводит к появлению осевого люфта буксирного крюка в корпусе за счет возникновения зазора между опорной шайбой и корпусом или гайкой и опорной шайбой, что недопустимо. Чрезмерная затяжка гайки вызывает
значительную деформацию резинового элемента, который, касаясь корпуса, не дает возможности с помощью усилия рук определить наличие осевого люфта. Однако при работе автомобиля с прицепом осевой люфт крюка будет большим, что может привести к поломке деталей буксирного прибора.
При наличии осевого люфта крюка в корпусе расшплинтовать гайку 3 и, ослабляя или затягивая ее, добиться такого положения, при котором будет отсутствовать осевой люфт. Если указанным способом не удается устранить осевой люфт, то следует разобрать буксирный прибор и заменить изношенные детали.
Техническое обслуживание рамы МАЗ
Техническое обслуживание рамы заключается в проверке болтовых и заклепочных соединений. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы не нарушались геометрическая форма рамы, правильность положения и прочность ее продольных балок, поперечин и кронштейнов. Нарушение геометрической формы рамы может привести к неправильному положению или смещению агрегатов автомобиля, что вызывает чрезмерно большие напряжения и повышенный износ деталей трансмиссии и двигателя.
При эксплуатации автомобиля в особо тяжелых дорожных условиях периодически проверять состояние рамы. Если обнаружено, что рама деформирована, ее следует выправить при помощи домкратов и подкладок.
Править раму рекомендуется в холодном состоянии, так как нагрев снижает механическую прочность детали.
Если заклепки ослабли, срубить их и заменить новыми. Клепать раму следует горячими заклепками.
Для определения места, в котором рама прогнулась, измерить и сравнить величину диагоналей, образуемых соседними поперечинами и участками продольных балок между ними. Разность диагоналей не должна превышать 10 мм.
Устройство рамы и буксирного прибора МАЗ
Рама автомобиля (рис. 76) — клепаная, состоит из двух продольных балок швеллерной формы с переменным сечением, изготовленных из полосовой низколегированной стали 19ХГС толщиной 8 мм. Продольные балки рамы изготовлены методом горячей штамповки и имеют наибольшую высоту сечения 265 мм, а ширина полок изменяется от 60 до 80 мм. По длине продольные балки соединены в нескольких местах поперечинами при помощи заклепок. На продольных балках прикреплены кронштейны передней, задней и дополнительной рессор, кронштейны боковых опор двигателя, крепления кабины, рулевого управления и др.
Передняя часть продольных балок соединена с передним буфером посредством гнутого усилителя и кронштейнов, прикрепленных к вертикальным полкам продольных балок. Буфер к усилителю и кронштейнам закреплен болтами, что позволяет легко его снять при еобходимости.
Первая поперечина рамы коробчатого сечения расположена в зоне передних кронштейнов передних рессор и служит, кроме связи с продольными балками, для крепления двух пружин опрокидывания кабины. На этой же поперечине смонтирован пусковой подогреватель двигателя. Поперечина — составная. К основной ее части приклепаны штампованные кронштейны, с помощью которых она соединена заклепками с вертикальной стенкой рамы. Отогнутыми стенками поперечина приклепывается к нижней полке продольной балки рамы.
Рис. 76. Рама автомобиля МАЗ-500А:
1 — ось передних колес; 2 — ось задних колес
Вторая поперечина, расположенная у переднего шарнира карданного вала, образована из двух склепанных между собой частей. Верхняя часть этой поперечины приклепана к верхней полке продольной балки рамы, а нижняя имеет отгибку в вертикальной плоскости для соединения заклепками с вертикальной стенкой продольной балки рамы. В центральной части этой поперечины закреплена дополнительная опора силового агрегата.
В зоне передних кронштейнов задних рессор продольные балки рамы соединены составной поперечиной. Каждая из двух частей этой поперечины представляет собой штамповку швеллерного типа с отогнутыми концами. Склепанные по вертикальным стенкам штамповки образуют Х-образную поперечину, отогнутые кольца которой приклепаны только к вертикальным стенкам продольных балок рамы.
Против задних кронштейнов задних рессор установлена поперечина швеллерного типа с развитыми концами, которыми она приклепана к верхней и нижней полкам продольных балок рамы. Сзади рамы установлена поперечина, усиленная растяжками, под тягово-сцепной прибор.
Рама автомобиля МАЗ-504А имеет приклепанные к продольным балкам рамы кронштейны крепления подставки седельного устройства.
Продольные балки рамы автомобиля МАЗ-516 значительно длиннее и имеют дополнительно продольные усилители, приваренные прерывистым швом к горизонтальным верхним и нижним полкам, а также усилители вертикальных полок в районе кронштейнов вывешивания дополнительной оси. Рама автомобиля МАЗ-516 в сборе имеет дополнительную трубчатую сборную поперечину, внутри которой смонтирована ось балансиров задней подвески. Кроме этого, имеется дополнительная штампованная поперечина в районе заднего кронштейна задней рессоры, а также кронштейны цилиндров вывешивания дополнительной оси.
Конструктивными особенностями рам является перенос крепления всех силовых элементов рам и в особенности кронштейнов рессор и поперечин на вертикальные полки продольных балок в наиболее нагруженных местах рам.
Применение высокопрочной низколегированной стали 19ХГС, отсутствие заклепочных соединений на нижних полках продольных балок позволили благоприятно распределить напряжения и достичь высокой прочности рам автомобилей.
Передний буксирный прибор автомобилей расположен в переднем буфере и Представляет собой литую вилку с отверстиями для буксирного штыря. Штырь предохраняется от выпадания пружинной защелкой.
Задний буксирный прибор автомобиля МАЗ-504А также представляет собой простейшее устройство — буксирная вилка, предназначенная для кратковременной буксировки или вытаскивания автомобиля. На автомобилях МАЗ-500А и МАЗ-516 установлен задний буксирный прибор двойного действия (рис. 77). Стержень крюка 7 буксирного устройства проходит через отверстие в последней поперечине рамы. Крышка 8 буксирного прибора вставлена в отверстие последней поперечины и с помощью болтов приклепана одновременно к усилителям ((раскосам) и поперечине. Крышка одновременно является направляющей стержня буксирного крюка.
Рис. 77. Буксирный прибор:
1 и 15 — защитные кожуха; 2 — шплинт; 3 — гайка; 4 — корпус; 5 — поджимная пластина; 6 — упругий элемент; 7 — буксирный крюк; 8 — крышка буксирного прибора; 9 — ось; 10 — усилитель; 11 — поперечина рамы; 12 — болт; 13 — замок; 14 — защелка
На проточке крышки центрируется цилиндрический корпус 4, передняя часть которого представляет собой втулку. В цилиндрическом корпусе на поверхность уменьшенного диаметра стержня надет резиновый упругий элемент 6, с обеих сторон ограниченный поджимными пластинами 5.
На резьбовом конце крюка навернута гайка 3, наружная цилиндрическая поверхность которой является направляющей. С помощью гайки создается необходимый предварительный натяг упругого элемента. Наличие резинового упругого элемента смягчает ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге. Стержень крюка закрыт с обеих сторон защитными кожухами 1 и 15. Трущиеся поверхности стержня в направляющих смазываются через угловые масленки. На оси 9, проходящей через тело крюка, установлен замок 13, который стопорится защелкой 14 и не дает возможности петле дышла прицепа выйти из зацепления с крюком.