Дефекты деталей переднего моста и способы их устранения
Поступившие в капитальный ремонт передние мосты подвергаются очистке, мойке и разборке на детали. Передняя ось и поворотные кулаки в разобранном виде представлены на рис. 105. Детали подвергаются мойке, обезжириванию и дефектации.
Основными дефектами балки переднего моста являются изгиб и скручивание балки, износ поверхностей отверстий под шкворень, под клин шкворня, под стремянки крепления рессор. Возможные неисправности передней оси и способы их устранения представлены в табл. 47.
При наличии трещин и отколов любого характера балка переднего моста бракуется.
До проверки и правки на балке зачищаются забоины на торцах отверстий под шкворень и площадках под рессоры. Значения изгиба и скручивания проверяются на специальном стенде. Допустимый прогиб в горизонтальной плоскости ±1,5° в вертикальной плоскости ±3°. Допустимое скручивание равно ±1,5°.
Балка переднего моста правится на прессе в холодном состоянии. Восстановление исходного значения диаметра обеспечивается постановкой дополнительных ремонтных втулок. Для этого растачивается отверстие и в него запрессовывается втулка таким образом, чтобы радиусная канавка совпала с отверстием под клин. Запрессованные втулки растачиваются под размер рабочего чертежа. Торец бобышек подрезается с двух сторон.
Рис. 105. Передняя ось и поворотные кулаки в разобранном виде:
1 — болты; 2, 30 — пружинные шайбы; 3 — нижняя крышка поворотного кулака; 4 — прокладка крышки; 5 — втулка шкворня; 6 — ось левого поворотного кулака; 7 — гайка; 8 — разводной шплинт; 9 — масленка; 10 — шкворень; 11 — болт; 12 — верхняя крышка поворотного кулака; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — обойма сальника; 15 — сальник; 16 — регулировочная шайба; 17 — верхнее кольцо подшипника; 18 — опорный подшипник; 19 — штифт; 20 — нижняя шайба опорного подшипника; 21 — поворотный правый кулак с осью; 22 — сегментная шпонка, 23, 28 — рычаги поворотного кулака, соединяющиеся с тягой рулевой трапеции; 24 — балка передней оси; 25 — рычаг поворотного кулака, соединяющийся с тягой сошки рулевого механизма; 26 — упор поворотного кулака; 27, 29 — контргайки упора; 31 — клин шкворня
47. Возможные неисправности передней оси и способы их устранения
Внешние проявления неисправностей |
Возможные причины неисправностей |
Способ устранения неисправностей |
Ухудшение устойчивости автомобиля при движении |
Нарушена балансировка колес |
Произвести балансировку колес с шинами в сборе |
Недостаточное или неодинаковое давление воздуха в шинах |
Довести давление воздуха в шинах до нормы |
|
Люфт в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам |
Произвести регулировку подшипников ступиц колес и затяжку гаек |
|
Износ протектора шин |
Не производилась перестановка колес |
Произвести перестановку шин по схеме их перестановки |
Неправильно отрегулировано схождение колес |
Произвести регулировку схождения колес |
Изношенные поверхности отверстий под клин шкворня обрабатываются под ремонтный размер и устанавливается клин ремонтного размера.
Дефекты поворотной цапфы могут проявляться в виде износа конусных отверстий под рычаги, износа проушин под бобышку балки переднего моста, повреждения резьбы под гайку, износа шеек под подшипники, износа поверхностей отверстий во втулках шкворня.
При наличии обломов и трещин любого характера поворотные цапфы бракуются.
Конструктивные особенности передней оси автомобилей КамАЗ
Передняя ось является основной частью передней подвески и совместно со ступицами, колесами и рулевой трапецией обеспечивает управление автомобилем. Она состоит из балки швеллерного сечения, двух поворотных кулаков вильчатого типа, двух цилиндрических шкворней и рулевой трапеции.
Передняя ось в сборе со ступицами, тормозными механизмами и рулевой трапецией показана на рис. 104. Передняя ось представляет собой сложный агрегат, влияющий на безопасность движения автомобиля.
Техническая характеристика передней оси автомобилей КамАЗ: продольный наклон шкворня относительно рамы 2°40′; поперечный наклон шкворня 8°; максимальный угол поворота передних колес 45°; развал колес 1°; размер обода колеса 178—508 мм; допустимая нагрузка на одинарную шину 22500 Н, на сдвоенную шину — 20500 Н; допустимый дисбаланс ступицы с тормозным барабаном в сборе не более 0,7 Н*м; допустимый дисбаланс колеса с шиной в сборе не более 0,3 Н*м; допустимый зазор между шкворнем и втулкой не более 0,25 мм.
Рис. 104. Передняя ось автомобиля в сборе со ступицами, колесами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции:
1 — колесо с шиной в сборе; 2 — прижим колеса; 3, 16 — гайки; 4 — шпилька; 5 — болт с шайбой в сборе;
6 — гайка крепления подшипников, 7 — замковая шайба гайки; 8 — замковая шайба контргайки; 9 — крышка ступицы; 10 — контргайка; 11, 14 — подшипники; 12 — прокладка; 13 — ступица; 15 — болт; 17 — тормозной барабан, 18 — упорное кольцо; 19 — кольцо; 20 — продольная тяга рулевой трапеции; 21 — поперечная тяга рулевой трапеции; 22 — манжета; 23 — тормозной механизм в сборе; 24 — передняя ось в сборе