Рулевое управление автомобилей КамАЗ собирается на заводе-изготовителе с высокой точностью путем селективной сборки. Селективный подбор деталей при сборке рулевого управления возможен только в условиях Камского производственного объединения заводов по производству большегрузных машин.
Приступая к ремонту рулевого управления (рулевого механизма, насоса гидроусилителя руля и других узлов), следует иметь в виду, что восстановление деталей вследствие износа в этих узлах недопустимо.
Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортного предприятия недопустим.
Возможные неисправности рулевого управления автомобилей семейства КамАЗ представлены в табл. 49.
49. Возможные неисправности рулевого управления
Внешние признаки неисправностей |
Причины неисправностей |
Способ устранения неисправностей |
Неустойчивое движение автомобиля на дороге |
Большой свободный ход рулевого колеса |
Отрегулировать свободный ход рулевого колеса |
Изношены детали винтовой пары рулевого механизма Заедание золотника или реактивных плунжеров в корпусе клапана управления гидроусилителя |
Заменить комплект шариковой пары Промыть клапан |
|
Полное отсутствие усилия гидроусилителя |
Сломана пружина клапана в насосе, отвернулось седло предохранительного клапана, неисправность обратного клапана |
Разобрать насос, заменить пружину, завернуть седло предохранительного клапана, промыть насос, устранить негерметичность обратного клапана |
Усилие на рулевом колесе неодинаково при поворотах |
Повреждены внутренние уплотнения винта и поршня рулевого механизма |
Заменить неисправные детали уплотнителей винта и поршня |
Рулевой механизм «заклинивает» при поворотах |
Износ деталей соединения регулировочного винта с валом сошки или зубчатого зацепления рулевого механизма |
Отрегулировать осевой зазор в соединении подбором регулировочных шайб, заменить рулевой механизм |
Стук в рулевом механизме |
Повышенный зазор в зубчатом зацеплении Не затянуты гайки болтов клеммного соединения сошки |
Отрегулировать зазор регулировочным винтом Затянуть гайки |
Стук в карданном вале рулевой колонки |
Не затянуты гайки клиньев крепления вилок карданного вала или изношено шлицевое соединение |
Затянуть гайки, заменить изношенные детали |
Повышенный шум при работе насоса |
Недостаточный уровень масла в бачке |
Долить масло в бачок до нормы |
Наличие воздуха Засорение фильтра |
Удалить воздух Промыть или заменить фильтр |
|
Повреждены внутренние уплотнения рулевого механизма |
Заменить неисправные детали уплотнений |
|
Неравномерная работа гидроусилителя |
Недостаточный уровень масла |
Долить масло в бачок до уровня |
Наличие в системе воздуха |
Удалить воздух из системы |
|
Чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении рулевого механизма |
С помощью регулировочного винта отрегулировать рулевой механизм |
|
Насос не развивает необходимой производительности |
Промыть фильтр, разобрать насос, проверить его детали |
|
Внешние признаки неисправностей |
Причины неисправностей |
Способ устранения неисправностей |
Повышенная утечка масла в рулевом управлении |
Разобрать механизм, заменить уплотнительные кольца |
|
Периодическое зависание перепускного клапана |
Разобрать насос, промыть ацетоном перепускной клапан и отверстие в крышке насоса, очистив их рабочие поверхности от заусениц и посторонних частиц |
|
Ослабла затяжка гайки упорных подшипников винта рулевого механизма |
Отрегулировать затяжку гайки |
|
Нарушена регулировка пружины предохранительного клапана |
Отрегулировать клапан |
|
Погнут коллектор |
Устранить погнутость |
|
Выбрасывание масла через предохранительный клапан |
Высокий уровень масла |
Слить лишнее масло |
Засорение фильтра |
Промыть или заменить фильтр |
|
Постоянное падение уровня масла в бачке |
Утечка масла в двигатель вследствие повреждения манжеты валика насоса |
Снять насос с двигателя и заменить манжету |
Разборка рулевого управления осуществляется следующим образом. Рулевое колесо снимается съемником И-801.35.000-01, который показан на рис. 119, а. Перед этим предварительно снимается декоративная крышка и отворачивается гайка крепления рулевого колеса. Для снятия рулевого колеса необходимо завести захваты 3 сквозь пазы ступицы рулевого колеса и повернуть их по часовой стрелке до упора. Упираясь наконечником 2 в вал рулевого колеса, ввернуть винт 1 в гайку захвата до полного снятия рулевого колеса.
Рис. 119. Применение съемников для разборки рулевого управления — КамАЗ:
а – съемник рулевого колеса И-801.35.000-01; 1 – винт с рукояткой съемника; 2 – наконечник винта съемника; 3 – захват ступицы рулевого колеса; б – выпрессовка сошки рулевого механизма; 1 – сошка; 2 – наконечник винта съемника; 3 – захват; 4 – винт съемника с рукояткой
Разборка рулевого механизма производится следующим образом. Сошка рулевого механизма снимается с помощью съемника И-801.36000, который показан на рис. 119, б. Для снятия сошки 1 необходимо завести за нее захват 3; упираясь наконечником 2 в торец вала сошки, ввернуть винт 4 в захват до полного ее снятия; отвернуть болты крепления; снять боковую крышку вместе с валом сошки. При извлечении вала сошки предварительно необходимо зачистить его шлицевый конец. Вал необходимо снимать осторожно, чтобы не повредить рабочие кромки уплотнений.
Рис. 120. Проверка и регулировка привода рулевого механизма — КамАЗ:
а — люфт рулевого колеса; б — регулировка люфта вала сошки рулевого механизма; у — регулировочный винт; 2 — контргайка регулировочного винта; в — размещение рулевых тяг рулевой трапеции и ее привода: 1 — шаровой палец продольной рулевой тяги; 2 — рычаг вала сошки рулевого управления; 3 — масленка; 4 — рычаг поворотной цапфы колеса; 5 — соединительный шаровой палец; 6 — продольная рулевая тяга, 7 — поперечная рулевая тяга
Ремонт рулевого механизма заключается в замене изношенных деталей и его сборке.
Насосы гидроусилителей рулевого управления проверяются на стенде. Проверка насосов осуществляется на производительность и максимальное давление. При несоответствиях требованиям технических условий гидроусилители рулевого управления отправляются на завод-изготовитель.
После сборки рулевого механизма производится контроль качества сборки и при необходимости производится его регулировка, как показано на рис. 120. При этом проверяются люфт рулевого колеса, осевое перемещение вала сошки и люфт в тягах рулевого управления.
Осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки не должно превышать 0,15 мм. Регулировочный винт должен иметь осевое перемещение относительно вала сошки 0,02—0,08 мм и вращаться при этом плавно, без заеданий. Стопорное кольцо должно полностью входить в канавку вала сошки. Это необходимо для надежного соединения деталей узла.
Уплотнительное кольцо регулировочного винта заменяется при необходимости с помощью оправки.
При установке рулевого колеса затягивается гайка его крепления.