Сцепление автомобилей КамАЗ сухое двухдисковое, с периферийным расположением нажимных пружин, позволяющее передавать крутящий момент от двигателя к коробке передач до 650 Н*м. Привод управления сцепления гидравлический, с пневматическим усилителем. Общий вид сцепления показан на рис. 77. Сцепления такого типа установлены на автомобилях с дизельными двигателями МАЗ, КрАЗ.
В процессе эксплуатации и при поступлении в капитальный ремонт у сцепления и его привода могут быть неисправности, которые представлены в табл. 38.
После разборки сцеплений при дефектации деталей у них могут быть выявлены следующие дефекты:
- износ шипов среднего и нажимного дисков;
- разрушение шипов среднего диска;
- износ фрикционных накладок и шлиц;
- ослабление заклепок ведомого диска сцепления; обломы тройничка пневмомагистрали сцепления; разрушение втулок рычагов механизма автоматического регулирования положения среднего ведущего диска;
- разрушение двуплечего рычага механизма регулирования; износ опорных поверхностей рычагов; изгиб, поломки осевых пальцев рычагов; разрушение выжимного подшипника.
Рис. 77. Сцепление автомобилей КамАЗ:
1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — оттяжной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазки муфты; 9 — петля пружины; 10 — выжимной подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух сцепления; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт сцепления кожуха; 20 — картер сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — ведущий вал; 24 — ступица; 25 — пружина гасителя крутильных колебаний; 26 — кольцо ведомого диска; 27 — механизм автоматической регулировки положения среднего ведомого диска
Ведомые диски, показанные на рис. 78, при ремонте разбираются на составные детали. Детали с трещинами и обломами выбраковываются. Ступицы с изношенными шлицами заменяются новыми.
После восстановления или замены отдельных деталей ведомый диск собирается. На поверхность ведомого диска с обеих сторон приклепываются фрикционные накладки. При клепке головки заклепок должны быть утоплены не менее чем на 1,5 мм по отношению к плоскости поверхности накладок.
38. Возможные неисправности сцепления и его привода — КамАЗ
Внешние признаки неисправностей сцепления |
Причины неисправностей сцепления и дефектов его деталей |
Способ устранения неисправностей или дефектов |
Сцепление не включается («пробуксовывает») |
Износ или замасливание фрикционных накладок |
Разобрать сцепление, заменить или зачистить накладки |
При включении сцепления появляется запах-материала фрикционных накладок, при этом автомобиль разгоняется медленно или вообще не трогается |
Отсутствует свободный ход педали сцепления |
Отрегулировать свободный ход педали |
Поломка или ослабление нажимных пружин |
Заменить пружины вместе с подкладкой |
|
Разбухание резиновой манжеты |
Заменить резиновую манжету, промыть гидросистему |
|
Запаздывание включения сцепления |
Задиры на поверхностях ведущих дисков (нажимного и среднего) и маховика |
Устранить задиры на поверхностях деталей шлифованием |
Сцепление не включается («ведет») |
Коробление ведомых дисков |
Восстановить или заменить ведомые диски |
Попадание воздуха в гидросистему |
Дозаправить гидросистему тормозной жидкостью и прокачать ее (удалить воздух) |
|
Усилие на педали превышает 200 Н |
Разбухание впускного клапана, не поступает сжатый воздух |
Заменить дефектные детали |
Заклинивание следящего поршня из-за разбухания резиновой манжеты или резинового кольца |
Применять рекомендованные сорта тормозной жидкости |
|
Шум в механизме выключения сцепления. При выключении сцепления вибрирует рычаг переключения передачи |
Повышенное биение пяты отжимных рычагов |
Отрегулировать механизм выключения сцепления |
Шум выжимного подшипника |
Разрушение выжимного подшипника |
Заменить выжимной подшипник |
Восстановленные ведомые диски сцепления проверяются на биение рабочих поверхностей фрикционных накладок. Для этого ведомый диск устанавливается на шлицы вала индикаторного приспособления, как показано на рис. 79. Ножка индикатора упирается в рабочую поверхность накладки и диск вращается. Биение рабочих поверхностей и фрикционных накладок должно быть не более 0,8 мм, а радиальное биение периферии диска до 1,0 мм.
После сборки каждый ведомый диск балансируется. Значение момента дисбаланса должно быть не более 0,25 Н*м. Дисбаланс устраняется установкой грузиков на диске.
Картер сцепления может иметь следующие дефекты:
- трещины или обломы фланца картера;
- трещины на необработанных поверхностях;
- износ внутренней поверхности втулок вала вилки выключения сцепления;
- коробление поверхности фланца;
- срыв или износ резьбовых отверстий крепления крышек картера сцепления.
При наличии трещин, проходящих более чем через одно отверстие под болты крепления, а также при наличии трещин, захватывающих более половины периметра, картер бракуется.
Трещины и обломы устраняются электродуговой сваркой. Трещины, проходящие через поверхности, не несущие нагрузок, устраняются заделкой эпоксидными композициями.
Вилка выключения сцепления, показанная на рис. 80, может иметь износ внутренних поверхностей во втулках, шпоночного паза, наружной поверхности кулачка. Вал вилки может иметь износ наружной поверхности.
Изношенные втулки вилки выключения сцепления заменяются новыми. Внутренняя поверхность втулки развертывается до размера, указанного на рабочем чертеже.
Рис. 78. Ведомый диск сцепления — КамАЗ:
1 — шлица; 2 — ступица; 3 — фрикционная накладка; 4 — заклепка
Рис. 79. Контроль биения диска сцепления по боковым поверхностям — КамАЗ:
1,3 — фрикционные накладки; 2 — диск; 4 — стойка индикатора; 5 — ступица; 6 — шлицованный вал для установки и контроля диска сцепления; 7 — ножка индикатора
Рис. 80. Дефекты вилки выключения сцепления — КамАЗ:
1 — износ рабочих поверхностей кулачков; 2 — износ шпоночного паза; 3 — износ отверстия под болт
Вал вилки выключения сцепления восстанавливается осталиванием с последующим шлифованием его поверхности и шлифованием шпоночного паза.
Ведущий диск сцепления может иметь следующие дефекты:
- задиры на поверхностях прилегания ведомых дисков;
- трещины, обломы или износ шипов дисков;
- срыв резьбы под болт автоматической регулировки.
Изношенные шипы восстанавливаются наплавкой с последующей шлифовкой. Задиры на поверхности прилегания ведомых дисков устраняются шлифовкой на плоскошлифовальном станке.
Сцепление после сборки устанавливается на двигатель и проверяется его работа в выключенном и включенном положениях.
Двигатель запускается и прогревается. Нажатием на педаль сцепления проверяется отсутствие заеданий в приводе и механизме выключения сцепления. Включение и переключение передач должно происходить без больших усилий и бесшумно. Если переключение передач происходит с шумом, значит, сцепление полностью не выключается. Такую неисправность называют сцепление «ведет».
Во включенном состоянии сцепление проверяется на отсутствие пробуксовывания. Нажатием на педаль выключается сцепление и включается высшая передача. Автомобиль затормаживается стояночным тормозом. После этого плавно отпускается педаль сцепления и одновременно увеличивается подача топлива. Если при полностью отпущенной педали сцепления двигатель не глохнет, то сцепление пробуксовывает.
При заедании механизма выключения сцепления производится его смазка через пресс-масленки.
Размещение пресс-масленок на картере сцепления показано на рис. 81 Для смазывания вала вилки выключения сцепления и муфты выключения сцепления применяется «Литол-24».
Уровень жидкости в главном цилиндре проверяется щупом в компенсационной полости цилиндра: при снятом защитном чехле он должен быть на 20 мм ниже заливной горловины. Полный объем заправленной жидкости 0,28 л.
Рис. 81. Размещение пресс-масленок на картере сцепления — КамАЗ:
1 — пресс-масленка выжимного подшипника; 2 — пресс-масленка опоры вала вилки выключения сцепления
Щуп находится в комплекте инструмента водителя.
При нарушении герметичности системы гидропривода в нее попадает воздух. Удаление воздуха из системы гидропривода осуществляется прокачкой ее следующим образом:
- снимается защитный колпачок клапана выпуска воздуха на пневмоусилителе;
- на головку клапана надевается шланг;
- свободный конец шланга опускается в сосуд с жидкостью «Нева» и отвертывается клапан на один оборот;
- снимается защитный чехол и заполняется жидкостью компенсационная полость главного цилиндра;
- резкими нажатиями на педаль гидропривод прокачивается до полного исчезновения пузырьков воздуха, выходящих вместе с жидкостью из шланга в сосуд;
- при нажатой педали сцепления клапан завертывается, снимается шланг, на чистую головку клапана надевается защитный колпачок; уровень жидкости в компенсационной полости главного цилиндра доводится до нормального.
Для слива конденсата из пневмоусилителя необходимо отвернуть контрольную пробку в крышке силового цилиндра, слегка нажать на педаль выключения сцепления и после слива конденсата завернуть контрольную пробку.