Рычажно-плунжерный шприц (рис. 189) предназначен для смазки узлов автомобиля, снабженных пресс-масленками. Для использования шприца следует ввести штифт в прорезь поршня 8 и повернуть рукоятку против часовой стрелки. Затем надо надеть наконечник 1 шприца на масленку и нажать рукой на рукоятку штока поршня; при этом смазка из полости 6 цилиндра шприца через клапан 14 будет поступать по трубке к наконечнику 1. При качании рычага 7 плунжер 5 движется возвратно-поступательно. Во время движения плунжера вверх смазка заполняет полость 3 цилиндра плунжера. При движении плунжера вниз под давлением, создаваемым плунжером, открывается шариковый клапан 14, и смазка по трубе поступает к наконечнику 1. В шприце создается давление 350 кгс/см2, при котором смазка проходит во все смазываемые узлы. В шприце помещается 340 см3 смазки.
Рис. 189.
Рычажно-плунжерный шприц: 1 — наконечник; 2 — трубка; 3 — полость цилиндра плунжера; 4 — корпус; 5 — плунжер; 6 — полость цилиндра шприца; 7 — рычаг; 8 — поршень 9 — цилиндр шприца; 10 — крышка; 11 — щиток поршня; 12 — прокладка; 13 — пробка; 14 — шариковый клапан
Заправку шприца производят следующим образом. 1. Вывинчивают цилиндр 9 шприца из корпуса 4. 2. Перемещают за рукоятку штока поршень 8 на 1/3 хода внутрь цилиндра 9. С помощью деревянной лопатки наполняют цилиндр шприца смазкой, затем подтягивают поршень еще на 1/3 хода и снова заполняют цилиндр смазкой. В третий раз перемещают поршень до крышки 10 и заполняют цилиндр смазкой. Во время заполнения шприца смазкой необходимо следить, чтобы в цилиндре не оставался воздух, препятствующий подаче смазки; для этого при заправке надо постукивать крышкой 10 по какому-нибудь деревянному предмету (осторожно, чтобы не повредить шприц). В случае попадания воздуха в полость 6 цилиндра шприца нарушается его работа.