Система охлаждения двигателя КамАЗ — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на постоянное применение низкозамерзающих жидкостей.
Основными элементами системы охлаждения являются центробежный насос 8, радиатор, расширительный бачок 20, термостаты, перепускная труба 7, пятилопастный осевой вентилятор 10 с кожухом, жалюзи и гидромуфта привода вентилятора, а также трубопроводы и каналы в блоке и головках цилиндров.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 80-98 °С. Допускается кратковременная работа двигателя при температуре до 105° Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается автоматически термостатами и гидравлической муфтой привода вентилятора.
Нагретая жидкость из головок цилиндров через водяные трубы 4 и 6 поступает в термостатную коробку, откуда в зависимости от положения клапанов термостатов проходит через радиатор или перепускную трубу и поступает в насос 8, из которого направляется в блок цилиндров
Включатель гидромуфты КамАЗ
Включатель гидромуфты золотникового типа, установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.
Включатель состоит из термосилового датчика, являющегося чувствительным элементом включателя, реагирующим на температуру охлаждающей жидкости, корпуса, крышки, золотника, шайбы, возвратной пружины, латунных регулировочных шайб, гайки крепления датчика, пробки, крышки пробки, рычага, фиксатора рычага, пружины фиксатора, уплотнительных колец.
При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, до 85—90 °С шток датчика перемещает золотник 7, который открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из головной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, трубке 5 (см. рис. 44), каналам в ведущем валу, по отверстиям в ведомом колесе поступает в рабочие полости колес. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента крыльчатке вентилятора.
При понижении температуры охлаждающей жидкости до 85 °С золотник 7 под действием возвратной пружины 6 закрывает масляный канал в корпусе 4, и подача масла в гидромуфту прекращается. При этом находящееся в гидромуфте масло через два отверстия в кожухе 3 (см. рис. 44) сливается в поддон двигателя, и вентилятор отключается.
Водяной насос КамАЗ
Водяной насос центробежного типа обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.
Валик 10 вращается в подшипниках 5 и 6, установленных в корпусе 1 насоса. Подшипники закрытого типа, поэтому смазывать их в процессе эксплуатации не требуется. На валике установлены шкив 2 и крыльчатка 8, имеющие отверстия для съемника. Для предотвращения попадания охлаждающей жидкости в полость подшипникового узла в корпусе насоса установлен сальник 9. Сальник водяного насоса неразборный, при ремонте заменяется целиком.
Вентилятор осевого типа, пятилопастный, установлен соосно с коленчатым валом двигателя на ведомом валу гидромуфты. Он приводится во вращение гидромуфтой.
Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора кожухе, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению скорости потока воздуха, подаваемого вентилятором.
Водяной радиатор КамАЗ
Водяной радиатор — трубчато-ленточный («змейковый»), трехрядный, с трубками овального сечения, расположен перед двигателем. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и боковых стоек.
Верхний и нижний бачки припаяны к остову, состоящему из расположенных в три ряда трубок. Промежутки между трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной они образуют каркас радиатора.
В верхний латунный бачок впаян подводящий патрубок, в нижний — отводящий.
Радиатор крепят на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, степень сжатия которых ограничивается распорными втулками.
Гидромуфта вентилятора КамАЗ
Гидромуфта вентилятора предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, а также для гашения инерционных нагрузок, которые возникают при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
Передняя крышка 1 и корпус 2 соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.
Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 соединены между собой болтами и составляют ведущую часть гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленчатого вала через шлицевой валик на шкив 11 привода генератора. Ведущая часть гидромуфты вращается в шарикоподшипниках 7 и 19.
Ведомое колесо 9 в сборе с валом, на котором крепится ступица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, передающей крутящий момент на вентилятор. Ведомая часть гидромуфты вращается в двух шарикоподшипниках 4 и 13.
Уплотнение гидромуфты осуществляется резиновыми манжетами 17 и 20.
1. Вентилятор может работать в одном из трех режимов:
Автоматический — вентилятор включается автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85—90 °С, кран включения гидромуфты установлен в положение В.
2. Вентилятор отключен — рычаг пробки установлен в положение 0. При этом крыльчатка вентилятора может иметь небольшую частоту вращения.
3. Вентилятор включен постоянно. Рычаг установлен в положение П.
Жалюзи радиатора КамАЗ
Жалюзи радиатора створчатые, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогревании двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.
Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, просасываемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора горизонтальных узких пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их на своих осях. Жалюзи прикреплены к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.
Расширительный бачок КамАЗ
Расширительный бачок КамАЗ 20 расположен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором.
Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха.
В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, обеспечивает в системе охлаждения избыточное давление до 0,65 кгс/см2. Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.
Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,01— 0,13 кгс/см2.
Охлаждающую жидкость заливают в систему охлаждения двигателя через горловину бачка.
Уровень жидкости в расширительном бачке контролируют при помощи специального краника контроля уровня.
Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по стрелочному указателю, установленному на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаждения выше 101+- 3 °С в указателе загорается контрольная лампа. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.
Термостаты КамАЗ
Термостаты с твердым наполнителем, прямым ходом клапана предназначены для автоматического регулирования теплового режима двигателя. Они размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.
При прогревании холодного двигателя патрубок, соединяющий водяные полости блока с радиатором, перекрыт клапанами 12 термостатов, а перепускной канал к водяному насосу открыт клапанами 4. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет — прогревание двигателя. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 80 °С активная масса 3 (церезин), заключенная в баллоне 2 термостата, плавится, и объем ее увеличивается. При этом баллон 2 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 12 и закрывая клапан 4. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. Полное открытие клапана 12 происходит при температуре охлаждающей жидкости 93 +- 2 °С, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.
При снижении температуры охлаждающей жидкости объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружины 7 термостата занимают первоначальное положение.