Система смазки двигателя КамАЗ — комбинированная, с «мокрым» картером. В нее входят масляный насос, два фильтра (центробежный и полнопоточный), масляный поддон (основная емкость), масляный радиатор, масляные магистрали, в которых предусмотрены перепускные и предохранительные клапаны, и манометр.
Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к втулкам коромысел, подшипникам ТНВД и компрессора. К верхним сферическим опорам штанг механизма газораспределения масло подается пульсирующей струей, а к остальным деталям — разбрызгиванием или самотеком.
Из поддона 14 масло через маслоприемник засасывается в секции 9 и 10 масляного насоса. Через канал в правой стенке блока масло из секции 9 подается в корпус полнопоточного фильтра 7, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, и поступает в главную масляную магистраль 6. Из главной масляной магистрали масло по каналам в перегородках блока подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по каналам в коленчатом валу от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца и поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна.
По каналу в задней стенке блока и по трубке масло под давлением поступает к подшипникам компрессора 19. Из канала в передней стенке блока предусмотрен отбор масла для смазки подшипников топливного насоса 18 высокого давления. Из главной масляной магистрали масло под давлением подается к расположенному в переднем торце блока термосиловому датчику 16 и далее, когда включен кран 17, в гидромуфту 15. Масло из радиаторной секции 10 насоса поступает к фильтру 1 центробежной очистки, затем в радиатор 12, а из него в поддон 14. Когда кран 2 закрыт, масло из центробежного фильтра сливается в поддон двигателя через сливной клапан 4.
Масляный насос КамАЗ
Масляный насос КамАЗ двухсекционный, шестеренчатый. Передняя нагнетающая секция масляного насоса подает масло в систему смазки двигателя, а задняя (радиаторная) — в фильтр центробежной очистки и радиатор.
Предохранительный клапан 12, размещенный в корпусе 6 радиаторной секции, отрегулирован на давление 8,5—9,5 кгс/см2 и перепускает масло из нагнетающей полости во всасывающую. Предохранительный клапан 9, расположенный одновременно в корпусах 6 и 2 радиаторной и нагнетающей секции, отрегулирован на давление 8—8,5 кгс/см2.
Клапан системы смазки 11, размещенный в корпусе 2 нагнетающей секции, предназначен для ограничения давления в главной магистрали и отрегулирован на давление начала открытия 4—4,5 кгс/см2.
Масляный поддон стальной, штампованный, прикреплен к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами. Между поддоном и блоком установлена герметизирующая резинопробковая прокладка толщиной 3,0 мм.
Масляный радиатор КамАЗ
Масляный радиатор КамАЗ трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного охлаждения. При температуре выше 0°С, а также при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся на корпусе фильтра центробежной очистки масла. При температуре ниже 0 °С рекомендуется выключать масляный радиатор.
Полнопоточный фильтр очистки масла КамАЗ
Полнопоточный фильтр очистки масла (рис. 28) прикреплен тремя болтами к правой стенке блока цилиндров.
При увеличении сопротивления фильтра (при низкой температуре масла или засорении фильтрующих элементов 2) масло, минуя фильтрующие элементы, поступает через перепускной клапан в главную магистраль.
Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 2,5—3 кгс/см2.
Система вентиляции картера КамАЗ
Система вентиляции картера открытая, без отсоса газов, Картерные газы проходят через сапун-уловитель 1, отделяющий частицы масла от вытесняемых газов.
Фильтр центробежной очистки масла КамАЗ
Фильтр центробежной очистки масла с активно-реактивным приводом ротора установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя.
Ротор 3 в сборе с колпаком 2 приводится во вращение под действием струи масла, вытекающей из щели-сопла в оси 10 ротора, а также реактивных сил, возникающих на выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла в роторе.
При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Под действием центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, а очищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку 14 поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 0,5—0,7 кгс/см2, в поддон блока цилиндров. Перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра, отрегулирован на давление 6,0—6,5 кгс/см2 и ограничивает максимальное давление перед центрифугой.
Во избежание нарушения балансировки ротора при обслуживании фильтра на роторе и колпаке ротора выполнены метки, которые необходимо совмещать при его сборке.