Модель и тип |
ЗИЛ-5081.1000401, V-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный |
Расположение цилиндров |
Под углом 90° |
Число цилиндров |
8 |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм |
100X95 |
Рабочий объем цилиндров, л |
6 |
Степень сжатия |
7,1 |
Номинальная мощность при 3200 мин, кВт (л. с.) |
110(150) |
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин, Н*м (кгс*м) |
402(41) |
Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт*ч) |
299(220) |
Порядок работы цилиндров |
1-5-4-2-6-3-7-8 |
Нумерация цилиндров (по коду автомобиля): |
|
правая группа |
1-2-3-4 |
левая группа |
5-6-7-8 |
Блок цилиндров |
Чугунный, со съемными «мокрыми» гильзами, с резиновыми уплотнительными кольцами в нижней их части |
Головки цилиндров |
Две, из алюминиевого сплава, с винтовыми впускными каналами, с вставными седлами и направляющими втулками клапанов |
Поршни |
Из алюминиевого сплава |
Поршневые кольца |
Два компрессионных — из высокопрочного чугуна (верхнее хромированное) и одно маслосъемное — стальное, составное, хромированное |
Поршневые пальцы |
Стальные, плавающие, пустотелые |
Шатуны |
Стальные, двутаврового сечения, со смазыванием поршневого пальца разбрызгиванием |
Шатунные и коренные подшипники |
Тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — сталеалюминиевые (стальная лента, алюминиевый сплав) |
Коленчатый вал |
Стальной, кованый, пятиопорный, с отверстиями для смазывания шатунных шеек; шатунные шейки с грязеуплотнителями |
Маховик |
Чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для пуска двигателя от стартера |
Распределительный вал |
Стальной, пятиопорный |
Фазы газораспределения: |
|
открытие впускного клапана |
31° до ВМТ |
закрытие впускного клапана |
83° после НМТ |
открытие выпускного клапана |
67° до НМТ |
закрытие выпускного клапана |
47° после ВМТ |
Привод распределительного вала |
Парой косозубых шестерен. Ведомая шестерня чугунная |
Клапаны |
Верхние, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные клапаны — пустотелые, с охлаждением жидким натрием, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного вращения клапана во время работы |
Толкатели |
Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна |
Коромысла клапанов |
Стальные, с бронзовой втулкой |
Смазочная система |
Смешанная под давлением, разбрызгиванием и самотеком с охлаждением масла в радиаторе |
Масляный насос |
Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров; маслоприемник неподвижный |
Фильтр очистки масла |
Центробежный с реактивным приводом ротора |
Масляный радиатор |
Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором |
Вентиляция картера |
Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод через специальный клапан; свежий воздух поступает через фильтр вентиляции картера двигателя (маслозалнвную горловину) |
Система питания |
Принудительная подача топлива |
Топливный бак |
Два, вместимостью 170 л, установлены под платформой на левом и правом лонжероне |
Топливный насос |
Б10, диафрагменный с рычагом для ручной подкачки топлива |
Подогрев топливной смеси |
Во впускном трубопроводе, имеющем жидкостную полость для подогрева смеси |
Фильтры очистки топлива: магистральный фильтр-отстойник |
Щелевой, расположен на кронштейне топливного бака |
тонкой очистки |
С керамическим фильтрующим элементом |
топливного бака |
Сетчатый, расположен на приемной трубе |
Карбюратор |
К-88АТ, двухкамерный, с падающим потоком смеси, имеет ускорительный насос и экономайзер |
Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя |
Центробежно-ваккумный (центробежный преобразователь и исполнительный мембранный механизм с пневматическим приводом) |
Воздушный фильтр |
ВПМ-3, инерционно-масляный, с трехступенчатой очисткой воздуха |
Система охлаждения |
Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией |
Радиатор |
Трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный |
Термостат |
С твердым наполнителем, типа ТС-108-04 |
Жалюзи |
Створчатые, вертикальные; управляются из кабины водителя |
Жидкостный насос |
Центробежный, приводится ремнем вместе с вентилятором от шкива коленчатого вала |
Вентилятор |
Шестилопастный |