Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов показано на рис. 4 и 5. В левой
части переднего щита расположен щиток приборов с шестью приборами и пятью контрольными лампами указателей поворота, аварийного снижения давления масла,
аварийного перегрева охлаждающей жидкости, включения дальнего света фар и привода переднего моста.
Спидометр 2 (рис. 4) показывает скорость автомобиля
(км/ч), а установленный в нем счетчик — общий пробег
автомобиля (км). Привод спидометра осуществляется от
ведомого вала раздаточной коробки.
Контрольная лампа 3 со светофильтром синего цвета
загорается при включении дальнего света фар.
Указатель 4 со шкалой 50 … О … 50 А предназначен
для определения силы зарядного (стрелка отклоняется
вправо, к знаку + ) или разрядного (стрелка отклоняется
влево, к знаку —) тока аккумуляторной батареи.
Указатель 5 температуры охлаждающей жидкости показывает при включенном зажигании температуру жидкости в головке блока цилиндров. Шкала указателя температуры градуирована до 120 °С.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости находится в канале впускного трубопровода двигателя.
Контрольная лампа 6 со светофильтром красного цвета
загорается при включении привода переднего моста.
Манометр 7 (двухстрелочный) для контроля давления
воздуха в системе пневмопривода тормозов имеет две
шкалы: верхняя шкала показывает давление в воздушных баллонах, нижняя — в тормозных камерах.
Выключатель 11 фонаря кабины включает и выключает
фонарь 10 независимо от положения ручки центрального
переключателя света.
Переключатель 13 принудительного включения привода
переднего моста имеет два положения. Левое положение
ручки переключателя соответствует включенному положению переднего моста, правое положение — выключенному.
Переключатель 14 электродвигателя отопителя кабины
может быть установлен в три положения. При перемещении ручки переключателя влево частота вращения вала
электродвигателя повышается, а при перемещении ручки
вправо — понижается. При среднем положении ручки
электродвигатель выключен.
Кнопочный выключатель 16 и переключатель 17 предназначены для включения управляемой фары. Правое положение переключателя 17 соответствует включенному
положению управляемой фары (постоянный свет). При
левом положении ручки переключателя и нажатии на
кнопку выключателя 16 происходит подача световых сигналов, и фара светит, пока нажата кнопка.
Ручка 18 служит для управления заслонкой канала
отопителя кабины и устройством для обогрева ветрового
стекла. При ее перемещении вперед (от себя) до упора
увеличивается интенсивность обдува ветрового стекла и
прекращается подача теплого воздуха к ногам водителя.
При вытягивании ручки (на себя) уменьшается количество теплого воздуха для обдува ветрового стекла и начинается подача теплого воздуха к ногам водителя.
Количество теплого воздуха, подаваемого для обдува
ветрового стекла и к ногам водителя, можно регулировать,
устанавливая ручку в промежуточные положения.
24
Выключатель 19 опознавательных фонарей автопоезда
включает фонари автопоезда, расположенные на крыше
кабины.
Ручка20 крана управления стеклоочистителем расположена на переднем; щите кабины. Стеклоочиститель ветрового стекла кабины с двумя щетками включен в пневматическую систему привода тормозов. «Стеклоочиститель
включается поворотом головки крана против часовой
стрелки. Вращая головку, можно регулировать скорость
стеклоочистителя. При вращении головки против часовой стрелки интенсивность работы стеклоочистителя увеличивается; при вращении в обратном направлении —
уменьшается.
Ручка 23 управления дроссельными заслонками карбюратора (при вытягивании) открывает заслонки. Чтобы
закрыть заслонки, следует нажать на ручку. Во время
движения автомобиля ручка должна быть задвинута.
Выключатель 24 включает и выключает лампу плафона
кабины независимо от положения ручки центрального
переключателя света.
Ручка 25 управления воздушной заслонкой карбюра»
тора (при вытягивании) может частично или полностью
цр и крыть воздушную заслонку (рабочая смесь обогащается).’ После прогрева двигателя ручка должна быть перемещена вперед (от себя) до упора.
Центральный переключатель 26 света служит для
включения передних и задних фонарей, ламп освещения
приборов и фар головного света.
Ручка переключателя имеет три фиксированных положения:
0 — ручка полностью нажата до отказа, освещение
выключено;
1 — ручка вытянута на половину хода, включены задние и передние фонари;
II — ручка вытянута полностью, включены передние
и задние фонари и фары.
При включении задних и передних фонарей включаются
лампы освещения приборов; вращениём этой ручки регулируется яркость освещения приборов.
• Контрольная лампа 27 загорается красным светом при
включении коробки отбора мощности (КОМ-1).
Контрольная лампа 28 со светофильтром красного
цвета загорается при снижении давления в смазочной
системе до 60 … 30 кПа (0,6 … 0,3 кгс/см3). Контроль25
ная лампа загорается при включении зажигания и гаснет после того, как двигатель начнет работать. Кратковременное вспыхивание лампы при уменьшении частоты
вращения коленчатого вала двигателя не указывает на
неисправность смазочной системы, если при увеличении
частоты вращения коленчатого вала двигателя лампа сразу
гаснет.
Переключатель 29 — двухпозиционный; при правом
положении переключателя коробка отбора мощности
(КОМ-1) включена, при левом положении — отключена.
Указатель 31 уровня топлива имеет шкалу с делениями
0; 1/4; 1/2; 3/4; П, соответствующими соответственно
пустому баку, четверти, половине, трем четвертям и
полной вместимости бака. Указатель уровня топлива
снабжен двумя датчиками по числу баков и показывает
количество топлива в каждом баке отдельно. Для включения датчика прабого или левого бака на щитке приборов имеется переключатель 20. При перемещении ручки
переключателя вправо включается датчик правого бака,
а при передвижении влево — датчик левого бака. Указатель действует только при включенном зажигании.
Контрольная лампа 32 со светофильтром зеленого
цвета загорается при включении указателей левого или
правого поворота.
Контрольная лампа 33 со светофильтром красного
цвета загорается при температуре жидкости выше 115 сС.
Датчик находится в корпусе термостата.
Выключатель 34 зажигания и стартера включают поворотом ключа по часовой стрелке. При первом фиксированном положении включается зажигание; при дальнейшем
повороте ключа до упора включается стартер. Выключается автоматически, под действием возвратной пружины
выключателя.
Рычаг 35крана управления давлением воздуха в шинах
имеет три положения. При переводе рычага крана вправо
воздух поступает в шины, а при переводе влево — выходит из них. При среднем положении рычага крана поступление воздуха в шины исключается. На рис. 5 показана
схема положения основных рычагов управления.
Ножной переключатель 2 света фар (рис. 6) —двухпозиционный, герметизированный; установлен на полу
кабины около педали сцепления; служит для переключения фар с дальнего света на ближний и наоборот (при пол*
ностью вытянутой ручке центрального переключателя).
При включении дальнего света фар загорается контрольная лампа на щитке приборов.
Педаль 3 омывателя ветрового стекла расположена
на полу с левой стороны кабины. При каждом нажатии
на педаль струи воды омывают ветровое стекло. При этом
необходимо включать стеклоочиститель.
Ручка 5 служит для управления жалюзи радиатора.
Чтобы закрыть жалюзи, надо вытянуть ручку на себя,
а чтобы открыть — переместить вперед до упора. Для
частичного закрытия жалюзи ручку ставят в одно из
промежуточных положений.
Переключатель 7 указателей поворота — трехпозиционный; при перемещении ручки переключателя вверх
включаются указатели правого поворота, вниз — левого
поворота. При возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, ручка
автоматически устанавливается в среднее положение.
Рычаг 13 стояночного тормоза действует на тормозной
механизм, установленный на ведомом валу раздаточной
коробки.
Выключатель 15предназначен для соединения и отключения отрицательного вывода аккумуляторной батареи
от корпуса (массы). Для включения аккумуляторной батареи необходимо нажать на рукоятку 2 выключателя до
щелчка; выключают аккумуляторную батарею нажатием
на защелку / (рис. 7). При отключении аккумуляторной
батареи остаются под напряжением плафон и розетка переносной лампы.