Яндекс.Метрика

Ножной тормоз МАЗ

Техническое обслуживание и регулировка ножного тормоза МАЗ

Обслуживание тормозов колес заключается в их периодическом осмотре и очистке, проверке креплений, смазке втулок разжимных кулаков и червячной передачи регулировочного рычага в соответствии с картой смазки.

При осмотре автомобиля проверить действие тормозной педали, которая должна после нажатия легко возвращаться в исходное положение, а также состояние фрикционных тормозных накладок. Нельзя допускать износа накладок до головок заклепок; замасленные накладки промыть бензином. Проверить состояние сальниковых уплотнений подшипников колес и резиновых уплотнительных колец в кронштейнах. Обратить внимание на надежность затяжки оси колодок переднего тормоза, крепления суппорта и тормозных камер, легкость вращения разжимных кулаков во втулках, отсутствие ослабления или поломки стяжных пружин. Обнаруженные неисправности следует устранить.

При ТО-2 или при недостаточно эффективном торможении автомобиля независимо от пробега проверить и отрегулировать тормоза.

Регулировке переднего колесного тормоза должна предшествовать регулировка подшипников ступиц колес. Зазор между накладками и барабаном регулируют на холодных тормозах.

Нормальная величина зазора между накладками и барабаном должна быть равна 0,4 мм. Этот зазор соответствует ходу штоков тормозных камер в пределах 25—35 мм.

Увеличение длины хода штока тормозных камер указывает на увеличение зазоров между накладкой и тормозным барабаном. При этом время на устранение зазора увеличивается, скорость срабатывания тормозов уменьшается и увеличивается тормозной путь. При увеличении хода штоков до 40 мм тормоза должны быть отрегулированы. Разница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превышать 5 мм.

Регулировать колесные тормоза в следующей последовательности:

  • поднять домкратом одно колесо автомобиля;
  • ключом поворачивать за квадратную головку червяк регулировочного рычага разжимного кулака до тех пор, пока не начнется прихватывание тормозного барабана при вращении колеса;
  • повернуть червяк в обратном направлении на три щелчка, что соответствует ходу штока тормозной камеры в пределах 25—35 мм.

Величину хода штоков тормозных камер можно проверить, заметив на линейке отметку, соответствующую начальному положению центра соединительного пальца штока относительно кронштейна и положению пальца при полностью выжатой педали тормоза (давление при этом в пневматической системе автомобиля должно быть 6—7 кГ/см2).

При каждом ТО-1 проверять и при необходимости регулировать свободный ход педали тормоза. При правильно отрегулированном приводе тормозного крана ход педали до загорания лампочки «стоп-сигнала» должен быть 50—60 мм.

Схема привода тормозов автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-504А

Рис. 98. Схема привода тормозов автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-504А:

1 — передний колесный тормоз; 2 — компрессор; 3 — трубопровод подачи воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 — предохранительный клапан; б — горизонтальная тяга привода тормозного крана; 7 — вертикальная тяга привода тормозного крана; 8 — кран отбора воздуха; 9 — педаль ножного тормоза; 10 — возвратная пружина; 11 — указатель давления воздуха в тормозных камерах; 12 — указатель давления воздуха в пневматическом приводе тормозов; 13 — воздушный баллон; 14 — тормозной кран; 15 — тормозная камера; 16 — воздухопровод подвода воздуха к тормозному крану; 17 — задний колесный тормоз; 18 — воздухопровод для подачи воздуха к тормозным камерам задних колес; 19 — канал подачи воздуха к тормозному крану; 20 — канал для выпуска воздуха из крана; 21 — воздухопроводы подачи воздуха к тормозным камерам передних колес; 22 — воздухопровод подачи воздуха к прицепу; 23 — разобщительный кран; 24 — соединительная головка

Если ход педали тормоза больше или меньше указанной величины, отрегулировать его изменением длины вертикальной тяги 7 (рис. 98) или горизонтальной тяги 6. Удобнее всего регулировать изменением длины вертикальной тяги в следующем порядке:

  • отсоединить вилку вертикальной тяги 7 от рычага;
  • уменьшить длину тяги 7 (для уменьшения свободного хода педали), навертывая нижнюю вилку или ввертывая тягу в верхнюю вилку;
  • подсоединить вилку тяги к рычагу и проверить свободный ход педали.

Таблица 12

Причина неисправности

Способ устранения

Слабое торможение

Слишком большой ход штоков тормозных камер вследствие износа тормозных накладок

Отрегулировать ход штоков тормозных камер

Малое давление воздуха в тормозной магистрали

Проверить работу тормозного крана регулятора давления и отрегулировать ход педали тормоза

Попадание воды между барабаном и накладками

Просушить поверхности, часто включая тормоз на ходу автомобиля

Замасливание тормозных накладок

Снять ступицы, очистить поверхность накладок от масла

Склонность автомобиля к заносам во время торможения

Большая разность между ходами штоков тормозных камер колес одной оси

Отрегулировать ход штоков

Заедание вала во втулках разжимного кулака

Снять ступицу, вынуть разжимные кулаки, устранить задиры на шейках, развернуть втулки

Медленное оттормаживание

Неправильная регулировка длины тяг от тормозной педали к тормозному крану; при отпущенной педали рычаг тормозного крана не доходит до упора крышки корпуса крана

Отрегулировать длину тяг

Поломка или осадка возвратных пружин в тормозных камерах

Заменить пружины

Заедание валиков разжимных кулаков во втулках

Снять ступицы, вынуть разжимные кулаки, устранить задиры на шейках, развернуть втулки

В случае необходимости регулировку повторить. Если вертикальная тяга 7 на всю длину резьбовой части ввернута в нижнюю вилку, то регулировать следует изменением длины горизонтальной тяги 6 в следующем порядке:

  • отсоединить вилки тяг 7 и 6 от двуплечего рычага;
  • уменьшить длину тяги 6 (для уменьшения свободного хода педали) с помощью вилок;
  • подсоединить вилку горизонтальной тяги 6, а затем вилку вертикальной тяги 7 к двуплечему рычагу и проверить свободный ход педали.

Регулировать свободный ход педали можно, также изменяя одновременно длину тяг 7 и 6.

Основные неисправности ножного тормоза и способы их устранения приведены в табл. 12.

Устройство ножного тормоза МАЗ

Управление ножным тормозом осуществляется от педали, шарнирно закрепленной в кронштейне на переднем щите в кабине. Системой тяг тормозная педаль связана с тормозным краном. Тормозной кран пропускает в тормозные камеры воздух, давление которого пропорционально нажатию на тормозную педаль. Поступающий в тормозные камеры воздух передает соответствующие усилия на рычаги разжимных кулаков колодок колесных тормозов, вызывая торможение колес. Колесные тормоза — барабанного типа, с двумя внутренними разжимными колодками.

Устройство тормоза задних колес показано на рис. 97. Устройство тормозов передних колес в основном не отличается от задних.

Тормозной барабан 9, отлитый из серого чугуна, центрируют и крепят болтами к фланцу ступицы заднего колеса. Обе колодки 5 опираются на общую ось 11, а на другом конце колодок имеются ролики 4, опирающиеся на головку разжимного кулака 3. Колодки стянуты вверху и внизу пружинами 8 и 10, вследствие чего они всегда прижаты к оси вращения и к головке разжимного кулака. На шлицевом конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 16, который имеет червяк 18 и червячную шестерню 17, помещенные внутри корпуса рычага. Вал червяка зафиксирован в корпусе от произвольного вращения, а выступающий конец его имеет лыски под ключ. Вращая вал червяка, вращают разжимный кулак и тем самым разводят колодки на желаемую величину и регулируют зазор между колодками и барабаном. На противоположном конце вала червяка имеется фиксатор 19, состоящий из шарика, шайбы с цилиндрическими углублениями и пружины. При вращении вала червяка с ним вращается и шайба, сжимая при этом пружину. При этом ощущаются щелчки фиксатора.

Ножной тормоз МАЗ

Рис. 97. Ножной тормоз МАЗ:

1 — опорный тормозной диск; 2 — распорная втулка; 3 — разжимный кулак; 4 — упорный ролик колодки; 5 — колодка; 6 — втулка; 7 — накладка колодки; 8 — стяжная пружина; 9 — тормозной барабан; 10 — удерживающая пружина; 11 — ось колодок; 12 — грязезащитный щиток; 13 — тормозная камера; 14 — регулировочные шайбы; 15 — масленка; 16 — регулировочный рычаг; 17 — червячная шестерня; 18 — червяк; 19 — фиксатор; 20 — регулировочная вилка штока; 21 — пружина; 22 — шток; 23 — диск штока; 24 — диафрагма; 25 — маслоотражатель

При торможении автомобиля перемещение штока 22 тормозной камеры приводит к перемещению регулировочного рычага 16 и вызывает поворот разжимного кулака 3, головка которого спиральной поверхностью через ролики 4 раздвигает концы колодок и прижимает их к тормозному барабану 9.

Наличие больших зазоров и необходимость регулировки тормозов определяют по ходу штоков тормозных камер, который не должен превышать 40 мм.

Тормозные колодки и барабаны защищены от попадания грязи штампованными щитками, имеющими по контуру отгибку, которая входит в канавку на торце обода тормозного барабана. Со стороны подшипников ступиц колес тормоза защищены сальниковыми уплотнениями. В кронштейнах разжимных кулаков также установлены резиновые уплотнительные кольца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ
Adblock
detector