Рулевая колонка МАЗ

Техническое обслуживание рулевой колонки МАЗ

В процессе эксплуатации в результате износа упорных шайб 4 (см. рис. 93) может возникнуть повышенный осевой люфт вала рулевого колеса относительно рулевой колонки, который проверяют при ТО-2 путем покачивания рулевого колеса обеими руками вдоль оси рулевой колонки.

Рулевая колонка МАЗ

Рис. 93. Рулевая колонка МАЗ:

1 — шпонка; 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба; 5 — вал колонки; 6 — стопорная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — корпус; 9 — обойма уплотнительная; 10 — контактное кольцо; 11 — болт крепления вилки шарнира; 12 — вилки; 13 — крестовина; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шпонка вилки шарнира; 16 — переходник; 17 — фторопластовая втулка; 18 — шлицевая втулка; 19 — кожух колонки; 20 — ушко верхнего крепления колонки; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — масленка; 23 — бронзовая втулка; 24 — регулировочная гайка

Если осевой люфт ощутим, то устранить его, для чего:

  • отвернуть винты крепления и снять декоративные кожухи рулевой колонки;
  • отвернуть стопорный винт 7 и переместить втулку 6 до полного выхода ее шлиц из зацепления со шлицами корпуса 8;
  • вращать регулировочную гайку 24 (через втулку 6) до упора ее в торец ступицы рулевого колеса, а затем отвернуть ее до совпадения впадин шлиц втулки 6 с выступами шлиц корпуса 8, переместить втулку 6 вниз по шлицам до упора;
  • отсоединить вилку 12 кардана от вала рулевого механизма и вращением рулевого колеса убедиться в отсутствии заеданий;
  • зафиксировать шлицевую втулку 6 винтом 7, присоединить вилку кардана к валу рулевого механизма;
  • проверить отсутствие люфта вала рулевого колеса относительно рулевой колонки.

Возможные неисправности рулевого механизма и способы их устранения приведены в табл. 10.

Читайте так же  Технические характеристики рулевого управления КамАЗ

Таблица 10

Причина неисправности

Способ устранения

Повышенный люфт вала рулевого механизма

Нарушены регулировка подшипника винта и зазор в зацеплении

Отрегулировать натяг подшипников и зацепление гайки-рейки с сектором

Повышенный износ винтовой канавки гайки-рейки и винта

Заменить комплект винт с гайкой-рейкой и шариками в сборе

При вращении винта наблюдаются рывки и заедание в механизме

Износ или деформация направляющих шариков

Заменить направляющие

Разрушены или сильно изношены подшипники винта или сектора

Заменить подшипники

Износ или разрушение зубьев гайки-рейки или сектора

Заменить сектор или винт с гайкой-рейкой в сборе с шариками

Необходимость частой доливки масла

Изношены сальники, повреждено прокладочное уплотнение или уплотнительное кольцо

Заменить сальники, подтянуть болты крепления крышек или заменить прокладки и уплотнительное кольцо

Частое нарушение регулировки зацепления

Прогиб или разрушение упорной пластины регулировочного винта

Заменить пластину

Разрушение регулировочного винта

Заменить винт

Самоотвертывание запорной гайки винта

Отрегулировать гайку и приварить в двух точках

Устройство рулевой колонки МАЗ

Рулевая колонка состоит из шлицевого полого вала, рулевого колеса и корпуса рулевой колонки с креплением, обеспечивающим падежное пользование рулевым приводом при управлении автомобилем во время движения и при опрокидывании кабины на стоянке.

С рулевым механизмом колонка соединена с помощью кардана. В качестве крестовины кардана использована крестовина карданного вала автомобилей «Москвич». Игольчатые подшипники крестовины смазывают через угловую масленку, ввернутую в крестовину. Смазку нагнетать до появления ее из сапуна, установленного в центре крестовины. Разрезные вилки шарнира установлены на шпонке и стянуты болтом, ввернутым в тело вилки.

Применение телескопической рулевой колонки, имеющей шлицевое соединение с валом, позволяет сохранить практически неизменное положение рулевого колеса относительно сиденья водителя при откидывании кабины. Шлицевое (скользящее) соединение вала рулевого механизма смазывают при сборке колонки и сезонно. Шлицы обеспечивают растягивание (увеличение длины) рулевой колонки при опрокидывании кабины относительно передних точек крепления.

Читайте так же  Технические характеристики ведущих мостов КамАЗ

Для обеспечения плавного вращения вал рулевой колонки установлен в бронзовой втулке 23, смазываемой с помощью масленки 22 (рис. 93), и в фторопластовой втулке 17, не требующей смазки.

Осевой зазор вала рулевой колонки в пределах 0,5 мм устанавливается с помощью гайки 24, которая крепится стопорной втулкой 6.

Рулевое колесо закреплено на конусном конце вала с помощью гайки 2, затягиваемой до отказа.

На рулевой колонке смонтирована кнопка звукового сигнала, расположенного в центре рулевого колеса, и переключатель указателей поворота.

Рулевая колонка МАЗ

Рис. 93. Рулевая колонка МАЗ:

1 — шпонка; 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба; 5 — вал колонки; 6 — стопорная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — корпус; 9 — обойма уплотнительная; 10 — контактное кольцо; 11 — болт крепления вилки шарнира; 12 — вилки; 13 — крестовина; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шпонка вилки шарнира; 16 — переходник; 17 — фторопластовая втулка; 18 — шлицевая втулка; 19 — кожух колонки; 20 — ушко верхнего крепления колонки; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — масленка; 23 — бронзовая втулка; 24 — регулировочная гайка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоКАМ