Высокая средняя скорость движения, небольшой расход топлива, возможность преодоления труднопроходимых участков дороги, а также сохранность автомобиля во многом зависят от правильного вождения автомобиля.
Передачи необходимо переключать только при выключенном сцеплении нажатием на рычаг, без рывков; почувствовав сопротивление перемещению рычага, следует продолжать плавное давление на рычаг до полного включения передачи. Резкое перемещение рычага не способствует, а препятствует включению передач.
Трогание с места автомобиля необходимо проводить только на первой передаче.
Если при трогании с места не удается поставить рычаг в требуемое положение, не следует пытаться включать передачу резкими толчками рычага, надо отпустить педаль сцепления, вторично выключить сцепление и попытаться снова включить передачу.
Наличие синхронизаторов позволяет переключать передачи без применения двойного выключения сцепления. Однако для ускорения процесса переключения передач и повышения срока службы синхронизаторов рекомендуется при переходе с высшей передачи на низшую применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль управления дроссельными заслонками.
Переход с высшей передачи на низшую надо проводить так:
1) выключить сцепление;
2) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
3) включить сцепление, резко нажать на педаль управления дроссельными заслонками и мгновенно ее отпустить, тем самым увеличив частоту вращения коленчатого вала двигателя;
4) выключить сцепление и поставить рычаг переключения передач в требуемое положение;
5) включить сцепление.
При переходе со второй передачи на первую надо обязательно применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль управления дроссельными заслонками.
Включать первую передачу в коробке передач, кроме случаев трогания с места, следует при маневрировании и разворотах в узких местах.
Передачу заднего хода можно включить только после полной остановки автомобиля.
Первую передачу в раздаточной коробке следует включать при движении автомобиля по труднопроходимым дорогам, а также при преодолении крутых подъемов и бродов.
Вторую передачу раздаточной коробки включают при движении автомобиля по хорошим дорогам. Переходить с первой передачи на вторую можно при любой скорости движения автомобиля, аналогично переключению передач в коробке передач. Переходить со второй передачи раздаточной коробки на первую следует после полной остановки автомобиля.
При включении первой передачи в раздаточной коробке передний мост включается автоматически. При переходе с первой передачи на вторую передний мост автоматически отключается.
Во второй передаче раздаточной коробки передний мост может быть включен только принудительно переключателем, установленным на переднем щите кабины. Принудительное включение переднего моста на второй передаче раздаточной коробки рекомендуется при движении на скользких дорогах. Как при автоматическом, так и при принудительном включении переднего моста на щитке приборов в кабине включается сигнальная лампа.
При движении автомобиля не следует держать ногу на педали сцепления, так как это приводит к частичному выключению сцепления и пробуксовыванию диска, что вызывает повышенный износ фрикционных накладок и разрушение выжимного подшипника сцепления.
Недопустимо резко отпускать педаль сцепления, так как это может привести к выходу из строя агрегатов трансмиссии и самого сцепления.
По скользкой дороге необходимо двигаться равномерно, с небольшой скоростью. Тормозить рекомендуется плавно, постепенно увеличивая нажатие на педаль. Рекомендуется тормозить двигателем. Любое торможение увеличивает износ покрышек и повышает расход топлива, поэтому тормозить надо как можно реже. При торможении не следует доводить колеса до скольжения, так как в этом случае значительно уменьшается эффективность торможения (по сравнению с торможением при качении); одновременно усиливается износ шин.
Сильное и резкое торможение на скользкой дороге может вызвать занос автомобиля.
Вождение автомобиля, буксирующего прицеп, значительно сложнее вождения автомобиля без прицепа; от водителя требуется особое внимание.
Задние буфера при буксировании прицепа рекомендуется с автомобиля снимать.
Трогаться с места с прицепом следует особенно плавно, избегая рывков, так как резкое трогание с места приводит к пробуксовыванию колес, ускоренному изнашиванию сцепления, шин и перерасходу топлива.
Движение по грязным проселкам и профилированным дорогам на глинистом и черноземном грунтах
При движении по глинистым и черноземным грунтам после сильного дождя автомобиль может иметь боковые соскальзывания, поэтому водитель должен проявлять большую осторожность при выборе направления. При движении необходимо выбирать относительно горизонтальные участки пути, надо умело использовать уже проложенную колею, что предотвращает боковые заносы автомобиля.
Особые затруднения для водителя могут возникнуть на чрезмерно мокрых дорогах, имеющих крутой профиль и глубокие придорожные кюветы. На таких дорогах двигаться следует по гребню осторожно с малой скоростью.
При эксплуатации автомобиля в период распутицы необходимо вместо пробки со шплинтом, ввернутой в картер сцепления, завернуть герметичную пробку из комплекта ЗИП.
Движение с неработающим гидроусилителем ЗИЛ-131
При отказе гидроусилителя из-за повреждения насоса, разрушения шланга высокого давления или ремня привода насоса, остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправности.
В случае разрыва шлангов насоса надо выполнить следующие операции:
1) соединить нагнетательное отверстие насоса с отсоединенным от гидроусилителя концом сливного шланга;
2) закрыть нагнетательное и возвратное отверстия на гидроусилителе деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попадания грязи или инородных тел;
3) долить в бачок насоса масло до указанного выше уровня; допускается заливка масла, применяемого для двигателя;
4) доехать до парка при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке. В случае, если масло нагрелось до температуры выше 100 °С, надо сделать остановку и дать маслу остыть.
Преодоление брода ЗИЛ-131
На автомобилях установлено герметичное электрооборудование. Это позволяет преодолевать броды до 1,4 м с учетом высоты волны. Допускается кратковременное (случайное, без остановки двигателя) погружение на глубину 1,5 м.
Преодоление глубокого брода требует большой осторожности. Перед преодолением брода необходимо тщательно проверить состояние дна, убедиться в отсутствии глубоких ям, крупных камней, топких мест, а также тщательно выбрать и проверить места входа автомобиля в воду и выхода его из воды.
Непосредственно перед переездом брода необходимо установить давление в шинах в пределах 0,15 … 0,05 МПа (1,5 … 0,5 кгс/см2) соответственно плотности прибрежного грунта. Закрыть кран на трубке вентиляции картера двигателя (не забывать снова открывать вентиляцию картера двигателя после выхода из воды).
Вывернуть коническую пробку со шплинтом из нижней крышки картера сцепления и завернуть герметичную пробку. В аккумуляторную батарею следует установить гидростатические пробки.
При преодолении брода попадание незначительного количества воды в картер сцепления допустимо. После преодоления брода необходимо указанные пробки поменять.
Перед входом в воду двигатель должен поработать 3 … 5 мин со средней частотой вращения коленчатого вала.
При этом автомобиль не должен двигаться; за это время при закрытом кране вентиляции в картере двигателя создается некоторое избыточное давление.
При входе в воду автомобиля водитель должен открыть дверь кабины для того, чтобы вода быстро затопила кабину, не позволяя ей всплывать и разгружать передний мост. При выходе из брода двери кабины должны быть открыты, чтобы вода быстрее вылилась из нее. Входить в брод следует осторожно, не создавая большой волны перед автомобилем; двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на первой передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования.
При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода сразу же начнет вымывать грунт из-под колес, и они будут погружаться. Двигаться надо по возможности по прямой, избегая крутых поворотов.
Протяженность брода, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности, может быть достаточно большой и ограничивается только временем движения автомобиля в воде, которое должно быть в пределах 10 … 15 мин. После каждого преодоления брода необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая на них спускные пробки.
Если в каком-либо агрегате в масле будет обнаружена вода, необходимо при первой возможности, но не позднее чем в этот же день, сменить масло в агрегате. Наличие воды в масле можно определить по изменению цвета. Надо также слить воду из картера тормоза лебедки.
Каждый раз после выхода из брода следует 2 … 3 раза затормозить автомобиль рабочим тормозом для удаления воды из тормозных камер.
После преодоления брода при первой возможности, но не позднее чем в этот же день, надо смазать шасси и ходовую часть через пресе-маеленки до выдавливания свежего смазочного материала.
Если при преодолении брода произошло случайное погружение на глубину, превышающую 1,4 м, необходимо непосредственно после выхода из воды спустить отстой из картера двигателя и очистить фильтр маслозаливной горловины двигателя. Если вода в результате крена или случайного погружения попадает в воздухозаборные отверстия на капоте, необходимо после преодоления брода сменить масло в воздушном фильтре двигателя.
При остановке двигателя во время преодоления брода допускается сделать две-три попытки пустить двигатель стартером. Если двигатель не начинает работать, автомобиль должен быть немедленно вытянут из воды с помощью лебедки другого автомобиля или другими средствами.
Если автомобиль увязнет и вода проникнет в большинство агрегатов, двигаться собственным ходом после выхода автомобиля из воды не следует. Надо отбуксировать автомобиль до ближайшего пункта, где может быть проведено техническое обслуживание (необходимо слить все масло из агрегатов, промыть их, осмотреть, устранить неисправности и залить свежее масло).
Преодоление заболоченных мест, песчаных участков и снежной целины
Заболоченные участки следует проходить на первой передаче раздаточной коробки со скоростью движения не более 10 км/ч, снизив предварительно давление воздуха до 0,050 … 0,075 МПа (0,5 … 0,75 кгс/см2).
По заболоченному лугу необходимо двигаться без остановки, не допуская буксования колес; начинать движение следует плавно, без рывков. Если начнется буксование колес, необходимо немедленно выключить сцепление и, включив передачу заднего хода, выехать назад. Двигаться надо по прямой, не делая крутых поворотов. При необходимости поворачивать следует плавно, по кривой большого радиуса. Такой поворот почти не увеличивает сопротивление движению автомобиля, что исключает возможность срыва дерна и буксования колес, неизбежных на крутых поворотах. Следует избегать движения по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.
Песчаные участки нужно преодолевать также с пониженным давлением воздуха в шинах до 0,15 … 0,075 МПа (1,5 … 0,75 кгс/см2) в зависимости от плотности песка и условий движения. На особо тяжелых участках нельзя допускать пробуксовывания. Если началось пробуксовывание, необходимо отъехать назад для разгона и приобретения большей скорости. При движении колонной надо двигаться по следу впереди идущего автомобиля.
Снег глубиной до 500 мм хорошо преодолевается автомобилем без снижения давления воздуха в шинах. Повороты по снежной целине должны осуществляться так же, как и при движении по заболоченному лугу. При значительной толщине снежного покрова, препятствующего движению автомобиля, давление следует снижать до 0,05 … 0,075 МПа (0,5 … 0,75 кгс/см2) в зависимости от плотности снега. При движении по глубокому сыпучему снегу следует соблюдать те же правила движения, что и при движении по песку.
Преодоление канав, придорожных кюветов и рвов ЗИЛ-131
Эти препятствия необходимо преодолевать по возможности при движении с малой скоростью. При этом следует учитывать размеры автомобиля.
Преодолевать канавы, особенно по влажному грунту, надо под прямым углом, иначе автомобиль может соскользнуть, накрениться вдоль канавы или кювета, и тогда одностороннее перераспределение нагрузки на колеса вызовет пробуксовывание разгруженных колее, что приведет к необходимости применения буксира или лебедки.
Преодоление подъемов ЗИЛ-131
Крутые подъемы надо преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки. Нужно заранее определять крутизну подъема и включать ту передачу в коробке передач, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме. В зависимости от состояния грунта предварительно снизить давление воздуха в шинах. Если невозможно преодолеть подъем своим ходом, следует использовать лебедку.
При удобном подъеме и сравнительно ровной поверхности дороги короткие подъемы можно преодолеть с разгона на второй передаче раздаточной коробки и на второй или третьей передаче коробки передач в зависимости от крутизны подъема. Преодолевать подъемы желательно по прямой линии, так как преодоление наискось, с креном, вызывает пробуксовывание разгруженных колес и разворот автомобиля. Совершать повороты допустимо только на отлогих подъемах.
Преодоление спусков ЗИЛ-131
При переходе к длинному спуску (длиной более 50 м) водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъем подобной крутизны; при этом категорически запрещается выключать двигатель, так как это может привести к израсходованию запаса воздуха привода тормозов и выключению гидроусилителя рулевого управления, что снижает безопасность движения автомобиля. При преодолении такого спуска необходимо всегда использовать торможение двигателем. Спуск с тормозами с выключенной коробкой передач или раздаточной коробкой или с выключенным сцеплением недопустим.
Если на спуске будет повышаться частота вращения коленчатого вала, надо периодически притормаживать автомобиль, снижая скорость его движения.
Рекомендуется при движении автомобиля на затяжных спусках, когда для торможения используется двигатель, включать вторую или четвертую передачи, имеющие замки против самопроизвольного выключения.
Снижение давления воздуха в шинах ЗИЛ-131
При преодолении тяжелых участков пути с мягким грунтом можно снижать давление воздуха в шинах в зависимости от характера грунта. Не следует злоупотреблять снижением давления, устанавливая его значительно ниже, чем это необходимо по условиям движения. Следует также помнить о том, что пробег при сниженном давлении ограничен, поэтому снижать давление надо только в случаях крайней необходимости.
Запрещается снижать давление при движении по дорогам с твердым покрытием для увеличения плавности хода.
При выходе с труднопроходимого участка на дорогу с твердым покрытием необходимо остановить автомобиль и поднять давление воздуха в шинах до 0,1 МПа (1 кгс/см2). Дальнейшее повышение давления до нормального разрешается проводить на ходу при скорости движения не более 30 км/ч.
Ниже приведены нормы давления воздуха в шинах, рекомендуемые для различных видов грунта, скорости движения, а также максимальная величина пробега.
Снежная целина, заболоченный грунт |
Сыпучий песок, рыхлый грунт, сырой луг |
|
Допустимое давление воздуха в шинах, МПа (кгс/см2) |
0,05 … 0,075 (0,5…0,75) |
0,075 … 0,15 (0,75 … 1,5) |
Допустимая максимальная скорость движения, км/ч |
10 |
20 |
Максимальный пробег за время гарантийного срока службы, км |
450 |
1775 |
Если пробег с пониженным давлением превышает указанный, общий срок службы шин будет снижаться.
При движении с грузом массой 5000 кг давление в шинах должно быть 0,42 МПа (4,2 кгс/см2); снижать давление в шинах в этом случае запрещается.
В случае длительного движения автомобиля с высокой скоростью температура воздуха в шинах повышается, что вызывает увеличение давления; при этом давление в шинах можно не снижать.
Во время движения шинные краны на колесах надо держать открытыми независимо от состояния дороги. Это позволяет постоянно наблюдать по манометру за давлением в шинах, а также своевременно обнаруживать повреждения в системе и проколы шин.
При исправной системе регулирования давления воздуха в шинах допускается продолжать движение после прокола шины при условии постоянного поддержания в шинах нормального давления. При первой возможности следует заменить колесо с проколотой шиной запасным или отремонтировать камеру.
Категорически запрещается отключать от системы непроколотые шины и подкачивать только поврежденные шины.